Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 16.11.2018, 11:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Историософские заметки

Карл Ясперс и теория «осевого времени».
09.07.2013, 10:00

Карл Ясперс и теория «осевого времени».

 

I. Биография.

 

Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 года в городе Ольденбурге. Отец, выходец из купеческо-крестьянской семьи, получил юридическое образование,  впоследствии стал директором банка. Мать происходила из крестьянской семьи.

В 1901 году Карл окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет. Проучившись три семестра перешел на медицинский, который закончил в 1908 году, с дипломом врача-психиатра,  год спустя стал доктором медицины. Интерес к медицине – результат врожденного неизлечимого заболевания бронхов,  провоцировавшего сердечную недостаточность и диагностированного в 18 возрасте.

«Впоследствии болезни я не мог принимать участия в радостях молодежи, - вспоминал Ясперс впоследствии… -  другой стороны, болезнь… исключила военную службу и тем самым опасность погибнуть на войне. Удивительно, какую любовь к здоровью развивает состояние болезни…».

В 1907 году он познакомился со студенткой филфака Гертрудой Майер, с которой спустя три года вступил в брак. Увлекся философией. До 1915 года работал врачом в психиатрической и неврологической клинике в Гейдельберге. В 1913 году защитил докторскую диссертацию по психологии и начинает читать по этому предмету лекции в Гейдельбергском университете. В 1919 году издает работу на стыке психологии и философии «Психология мировоззрений», написанную под влиянием идей Макса Вебера и принесшую ему широкую известность... В 1921 году становится профессором философии.  В 1931-32 гг. выходит три тома «Философии», над которыми К. Ясперс работал более 10 лет. Экзистенциализм.

С приходом нацистов наступает тяжелый период: из-за брака с еврейкой он теряет на родине все права, был отстранен от преподавательской деятельности и лишен права публиковать свои работы.

В 1945 году возвращается к педагогической работе в Гейдельбергском университете, а спустя два года в Базельском. Одна за одной выходят его работы по широкому кругу научных проблем. В 1949 году издается труд  «Истоки истории и ее смысл» – попытка интерпретации  мирового исторического процесса. Умер 26 февраля 1969 года.

 

II. Философия Ясперса.

Экзистенциализм: «философия существования». «Бытие в мире». В центре философии экзистенциализма  - человек как некое «Я» или «Эго». Он неразделимо связан с миром, субъект неотделим от объекта.  Мир и человек имеют два уровня глубины – открытый чувству и разуму и скрытый от них, трансцендентный («переходящий за пределы»), непостижимый. По Ясперсу человек  имеет несколько уровней.

 Первый – эмпирическое «Я» или «тело». Это особь, связанная с природой, стремящаяся к удовлетворению своих потребностей, руководствующаяся как все живое инстинктом самосохранения, ищущая удовольствия и избегающий страдания, желающая обеспечить свое существование в будущем. На этом уровне человек изучается биологией (телесная сторона) и психологией (структура сознания). Общение людей вызывается необходимостью. Объединение не цель, а средство выживания перед лицом опасности, исходящей от природы или враждебного народа. Оно исключительно утилитарно.

Второй уровень – «предметное сознание». На этом уровне индивидуальное «Я» выступает как «рассудок», как часть некого «сознания» вообще. Оно выступает субъектом научного знания в отношении окружающего «предметного мира». Этот мир «Я» познает в категориях. Связь людей на этом уровне осуществляется через законы, которые каждый признает справедливыми. Человек на этом уровне тождественен с другими индивидуальными «Я». Эта тождественность выражается в формуле равенства всех перед законом. С этого уровня человек выступает как личность.

Третий уровень – «духа» . Здесь каждое «Я» выступает как часть некого целого, как его момент. Связь между индивидуумами - это связь между частями единого организма. Проявляется через ощущение связи с целым - народом, нацией, государством. Это целое определяет место и значение личности.

И, наконец, «ядро» личности» – «экзистенция». Она непостижима не только для научного познания, но и для философского созерцания. За границей знания не «ничто», а «нечто сущее»,  но непостижимое. Оно является предметом не знания, но веры. Здесь человек связан с трансцендентной реальностью, единственной,  в отношении которой знания и вера совпадают. Прикоснуться к ней, открыть для себя существование этой реальности возможно в пограничной ситуации – перед лицом собственной смерти или смерти близкого человека, тяжелой болезни, страданий, борьбы, чувства вины.

 

III. Схема всемирно-исторического процесса.

История берет начало в трансцендентном,  им определяется ее ход и смысл. В этом Карл Яперс расходится с марксизмом. В истории всегда была и будет тайна. «Удивление перед тайной само является плодотворным познавательным актом и источником дальнейшего исследования. При этом не следует заранее определять предел достижимого.

История ставит человека в ситуацию - неповторимую совокупность событий, задающих уникальность определенной человеческой судьбы. Эта ситуация связана с понятиями «время» и «эпоха».

Смысл истории - постижение человеком самого себя и человечеством своего единства. Прорывы происходят в пограничных ситуациях. Рождается ощущение единства с  другими перед лицом трансцендентного. Приходит понимание заповеди - «Возлюби ближнего как самого себя». Удивление перед последней трансцендентной тайной соединяет людей, уходят фанатизм и самоуверенность, приходят смирение и удивление.

Ясперс указывает на опасность того, что люди, опираясь на рационалистический тезис о безграничных возможностях человеческого познания, строят теории, претендующие на то, чтобы быть руководством в повседневной жизни, пренебрегая при этом нравственно-религиозными установлениями и представлениями прошлых поколений. В социологии это свойственно  марксизму, в психологии – для психоанализа Фрейда, в антропологии – в расовой теории.

Ясперс убеждён в том, человечество имеет единые истоки и единый путь развития от некого непостижимого начала к некому неведомому пределу.

Время существования человечества Ясперс делит на три последовательно сменяющие друг друга фазы:

доистория - от становления человека до начала исторических культур (до появления письменности и образования государств);

история – охватывающая события примерно пятитысячелетнего периода в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе;

универсальная, или мировая история,  начинающаяся с возникающего в наши дни глобального единства мира и человечества.

 

На пути к единству человечества Карл Ясперс выделяет  исторический отрезок, когда закладываются основы понимания этого единства. Этот период - «ось истории» или «осевое время».

Такое понимание близко к христианскому, обоснованному Аврелием Августином, , при котором история понимается как линия, имеющая начало, кульминацию и конец. Кульминация, которую Гегель назвал «осью мировой истории», явление в мир Сына Божьего.

Ясперс считает, что такой подход к определению кульминации истории неправомочен, ибо приемлем только для христиан. Историческая ось должна иметь значение для всего человечества. «Бог являл себя в истории различным образом и … к Нему ведет множество путей».

По Ясперсу «осевая время» – период между 800 и 200 гг. до. н.э. В это время в Китае, Индии, Палестине. Персии и Греции возникли духовные движения, сформировавшие современный тип человека.  Происходит разрушение мифологического сознания, господствовавшего до этого. Человек задумывается над смыслом человеческого существования, создает образы и идеи, показывающие, как преодолеть хрупкость бытия, начинает утверждать наличие единого трансцендентного Бога.

Суть эпохи – пробуждение духа, начало единой истории человечества, разделенного до этого на локальные, не связанные между собой культуры. То что очаги пробуждения духа возникли параллельно в далеких друг от друга культурах для Ясперса является важнейшим основанием духовного единства человечества, питаемого из таинственного трансцендентного источника. Поэтому «осевое время» - священная эпоха истории, ибо у происходящего на земле корни и смысл неземные.

Память об этой эпохе  содержит представление об общности человечества, в наличии общих духовных ценностей, которое спасает человека в самых трудных пограничных ситуациях. Если эта память сотрется, то оборвется возможность взаимопонимания и все закончится мировой катастрофой.

Второе дыхание начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества и, возможно, приведет к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека.

Между этими двумя дыханиями есть, однако, существенные различия. На стадии второго дыхания мы обладаем уже историческим опытом; если период первого дыхания дробился на несколько параллельно движущихся отрезков, то второе охватывает человечество в целом. Открывается путь к возникновению единого человечества.

 

Рассмотрим фазы истории более подробно...

Ссылка на полный текст лекции в комментариях.

Категория: Историософские заметки | Добавил: Виталий
Просмотров: 4619 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.6/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018