Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 16.11.2018, 11:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Историософские заметки

Л.Н. Гумилёв и его теория этногенеза
14.07.2013, 21:50
Л.Н. Гумилёв и его теория этногенеза



Биография

Лев Николаевич Гумилев родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. Родители – выдающиеся представители «серебряного века» русской поэзии Анна Андреевна Ахматова и Николай Семенович Гумилев. Воспитывался у бабушки в имении Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии.

В 1917 году, после Октября, семья покинула деревенский дом и переселилась в г. Бежецк. Лев здесь учился в средней школе до 1929 года. Последний класс средней школы Лев Гумилев закончил в 1930 году в Ленинграде, в средней школе N 67 на Первой Красноармейской улице.

В 1930 году подал заявление в университет, но ему в приёме было отказано из-за социального происхождения. В том же году он поступает чернорабочим на службу в трамвайное управление города. Встает на учёт в бирже труда, которая на следующий год направляет его работать в геолого-разведочный институт, известный тогда как «Институт неметаллических полезных ископаемых» Геологического комитета. В 1931 году в составе геологической поисковой экспедиции работает в Саянах коллектором.

В 1932 году Л.Н. поступает научно-техническим сотрудником в экспедицию по изучению Памира, организованную Советом по исследованию производительных сил. Усиленно занимается изучением таджикско-персидского языка, овладевает секретами арабской вязи-письма. Потом, уже в университете, самостоятельно выучит и персидскую грамоту.

В 1933 году он уже в Крыму - в археологической экспедиции Г.А. Бонч-Осмоловского. Принимает участие в раскопе стоянки палеолита Аджи-Коба. Осенью возвращается в Ленинград и начинает работать в Геологическом институте научно-техническим сотрудником. В том же году начальник экспедиции Г.А. Бонч-Осмоловский был арестован, а Лев Гумилев исключен из Геологического института. В 1934 году он уже студент исторического факультета Ленинградского университета, где слушал курсы по истории у В.В. Струве, Е.В. Тарле, С.И. Ковалева и других светил исторической науки.

Первый арест, следственная тюрьма...

В 1935 году обращение А.А. Ахматовой к Сталину спасает Л.Н. Гумилева и арестованных вместе с ним студентов университета «из-за отсутствия состава преступления». Тем не менее, он вновь исключён из университета. Учится самостоятельно, посещает Ленинградское отделение Института Востоковедения АН СССР, где изучает источники по истории древних тюрков. В 1937 году восстановился в ЛГУ.

В начале 1938 года Л.Н. Гумилев вновь арестован и осуждён на пять лет. Весь срок отбыл в Норильлаге, где работал в медно-никелевой шахте. По окончании срока  в 1943 году был оставлен там же без права выезда Работает в  Норильске техником-геологом.

По настойчивой просьбе отправляется в действующую армию. Осенью 1944 года он воюет в качестве рядового солдата в рядах Первого Белорусского фронта.  Дошел с боями до Берлина. В 1945 году по общей демобилизации вернулся в Ленинград ивосстановился в ЛГУ. В начале 1946 года экстерном сдал 10 экзаменов и окончил университет. За это же время сдал все кандидатские экзамены и поступил в аспирантуру Ленинградского отделения  АН СССР.

После известной статьи А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград» и постановления по этому поводу ЦК ВКП(б), в которых имя А.А. Ахматовой было облито черными красками, Л.Н. Гумилева исключили из аспирантуры.

В 1947 году он поступает в Ленинградскую психотерапевтическую больницу библиотекарем и благодаря положительной характеристике допускается к защите диссертации кандидата исторических наук при ЛГУ, которая состоялась 28 декабря 1948 года. После защиты был принят научным сотрудником в «Музей этнографии народов СССР».

7 ноября 1949 года снова арестован, без всякой мотивировки, осуждён Особым совещанием на 10 лет и сослан в лагерь особого назначения  около Караганды, откуда затем переведён в другой лагерь, в Саянах. В 1956 году был реабилитирован по причине «отсутствия события преступления».

В 1956 году Лев Гумилев вернулся в Ленинград. Директор Эрмитажа М.И. Артамонов помог ему с работой, взял библиотекарем «на ставку беременных и больных». Работая в этой должности, защитил  докторскую диссертацию «Древние тюрки». После этого был приглашен в Научно-исследовательский институт географии при ЛГУ, где проработал до выхода на пенсию в 1986 году -  научным работником, старшим научным работником, ведущим научным сотрудником. Кроме работы в НИИ вел курс лекций в ЛГУ по дисциплине «Народоведение».

В 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию, на этот раз по географическим наукам, которую ВАК не утвердил по причине того, что «она выше докторской, поэтому и не докторская». Эта работа, известная под названием «Этногенез и биосфера Земли», спустя 15 лет, в 1989 году вышла отдельной книгой.

Л.Н. Гумилев автор исследований по истории кочевников Срединной и Центральной Азии за период с III в. до н.э. по XV в. н.э., исторической географии - изменения климата и ландшафта того же региона за тот же период, создатель теории этногенеза, автор проблем палеоэтнографии Средней Азии, истории тибетских и памирских народов в I тысячелетии н.э.... В его трудах огромное внимание уделено проблеме Древней Руси и Великой Степи, освещаемое с позиций, отличных от господствующего исторического материализма.

Заслуги Л.Н. Гумилева, как в области научных исследований, так и в педагогической деятельности упорно игнорировались. В этом одна из причин того, что он не был удостоен звания профессора, тем более каких-либо правительственных наград или почётных званий.

Скончался Лев Николаевич 15 апреля 1992 в Ленинграде.

 

Характерные черты этноса

В теории этногенеза Льва Гумилёва исторический процесс предстает как результат взаимодействие этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Этнос рассматривается в силу этого как биофизическая реальность, как явление географическое, связанное с ландшафтом.

Через этносы человек как биологическое существо входит в биосферу, становится её составной частью.  С другой стороны человек - социальное существо, хранящее в себе в определённом смысле весь опыт исторического развития человечества. Совокупность этносов, как биосоциальных организмов составляют антропосферу или  этносферу Земли.  

Необходимый элемент для существования этноса – ландшафт. Растения и животные также неразрывно связанны с окружающей средой. Но в отличие от человека они не способны к осознанной и целенаправленной деятельности по изменению условий своего существования. Эта способность человека может стать как величайшим благом, так и величайшим злом. Ведь своей деятельностью человек нарушает тщательно отлаженные механизмы саморегуляции биосферы и вместо ожидаемого улучшения условий своей жизни может столкнуться с экологической катастрофой.

Как часть биосферы Земли, этносы должны участвовать во всех биосферных энергетических процессах посредством биогеохимической энергией живого вещества. Важными источниками ее являются энергия Солнца, космические излучения, достигающие поверхности Земли и оказывающие своё энергетическое воздействие.

 

Согласно гипотезе Льва Гумилёва что несколько раз за тысячелетие Земля подвергается пассионарному толчку - воздействию какого-то вида космического излучения, вызывающего мутации плода в чреве матери и появлению у некоторой части новорожденных повышенной тяги к действию.

Это свойство Гумилёв назвал пассионарностью, а людей – носителей этого свойства – пассионариями. Собираясь вместе, они ставят общие цели и добиваются их осуществления. Пассионарии вырабатывают единые стереотипы поведения и единое самосознание, образуя таким образом новый этнос со своим уникальным пассионарным полем.

«Этнос -- коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов... Нет ни одного реального признака для определения этноса, применительно ко всем известным случаям. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда – нет. Вынести за скобки мы можем только одно – признание каждой особью: «Мы такие-то, а все прочие другие».

Внутренняя структура этноса проявляется в общих стереотипах поведения. Вот как Л. Гумилев иллюстрирует стереотипы поведения представителей различных этносов: «Представим себе, что в трамвай входят русский, немец, татарин и грузин, все принадлежащие к европеоидной расе, одинаково одетые, пообедавшие в столовой и с одной и той же газетой под мышкой. Для всех очевидно, что они не идентичны, даже за вычетом индивидуальных особенностей. «Ну и что же? – возразил мне однажды один из моих оппонентов.—Если в этом трамвае не произойдет острого национального инцидента, все четверо спокойно поедут дальше, являя собой пример людей, оторвавшихся от своих этносов».

Нет, по нашему мнению, любое изменение ситуации вызовет у этих людей разную реакцию, даже если они будут действовать заодно. Допустим в трамвае появляется молодой человек, который начинает некорректно вести себя по отношению к даме. Как будут действовать наши персонажи? Грузин, скорее всего, схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая. Немец брезгливо сморщится и начнет звать милицию. Русский скажет несколько сакраментальных слов, а татарин предпочтет уклониться от участия в конфликте. Изменение ситуации, которое требует и изменения поведения, делает разницу стереотипов поведения у представителей разных этносов особенно заметной».

Получив заряд энергии в момент пассионарного толчка, этнос постепенно растрачивает его и либо переходит к равновесному состоянию со средой (гомеостаз), либо распадается на части.

При взаимодействии этносов друг с другом ритмы их пассионарных полей накладываются друг на друга. При этом может возникнуть либо гармония, когда фазы их колебания совпадают (положительная комплиментарность), либо дисгармония (положительная комплиментарность).

В первом случае возможны этническое слияние, ассимиляция, плодотворные этнические контакты; во втором происходит нарушение ритма одного или обоих полей, что расшатывает системные связи этносов и при неблагоприятных условиях может привести к гибели участников такого контакта.

 

Процесс этногенеза

           

Поскольку этнос -  биофизическую реальность, постольку механизм этногенеза следует искать в реальных природных процессах. Будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться её законам, участвуя в тех процессах, которые протекают в ней. Биосфера просто купается в потоках энергии, она открыта космосу и чутко реагирует на энергетические всплески, происходящие там. В этом заключается причина загадочных на первый взгляд взрывов популяций, например,  стай саранчи или полярных леммингов, вдруг появляющихся в гигантских количествах, чтобы бросится в воды океана. Подобные же влияния испытывает и человек, реакция на них становится заметной на уровне этносов.

За последние 3 тыс. лет, подсчитал Гумилев, достоверно зафиксировано 9 энергетических вспышек - пассионарных толчков:  4 до нашей эры и 5 за последние два тысячелетия. При соблюдении некоторых условий они становились началом процесса этногенеза.

До мутационных изменений человек получает из окружающего мира столько энергии, сколько ему необходимо для нормальной жизнедеятельности. При пассионарном толчке, вызывающем мутацию,  человек становится способным воспринять значительно больше энергии, чем ему необходимо. Такой человек будет обладать повышенной тягой к действию вплоть до самопожертвования – пассионарностью (Р). Вектор пассионарности противоположен инстинкту самосохранения (I).

По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих особей на три основные группы: пассионарии (Р больше I); гармоничные особи (Р равно I); субпассионарии (Р меньше I).

Пассионарии - люди, у которых стремление к самопожертвованию сильнее, чем инстинкт самосохранения, как индивидуального, так и видового. Для объяснения их поведения Гумилев выдвигает две возможные гипотезы:  либо пассионарии захватывают больше энергии, чем нужно в норме, либо концентрированно (конечно, бессознательно) направляет ее на достижение конкретной цели. В обоих случаях результат один - высшая нервная деятельность особи будет более активной, нежели это характерно для нормы.

Варианты пассионарности различны и выражены могут быть ярче и слабее – от пророков и революционеров, идущих на баррикады, до безымянных зодчих и сочинителей сказок. Пассионарии – это конкистадоры и землепроходцы, поэты и ересиархи, личности типа  Цезаря или Наполеона.

Пассионарность отдельного человека сопрягается с любыми способностями (высокими, средними, малыми). Она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного человека. Пассионарность не имеет отношения к этическим нормам, одинаково порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие. Пассионарность не делает человека «героем», ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находится именно в «толпе», определяя степень ее активности на тот или иной момент.

Но как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса всегда ничтожно. У подавляющего большинства – гармоничных – оба импульса уравновешены.  Гармоничные особи – работоспособные, полноценные умственно и физически, уживчивые, но не сверхактивные. Люди этого склада крайне важный элемент в теле этноса. Они восстанавливают его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев, пока не объявится внешний враг.

Третья категория – люди с «отрицательной» пассионарностью (субпассионарии). Их поступками управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению. Они плохие солдаты, никакие рабочие; они не умеют регулировать свои вожделения. Субпассионарии не изменяют мир и не сохраняют его, а существуют  за его счет. Яркий пример – римский плебс, требующий от властей «хлеба и зрелищ».

В силу своей подвижности субпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя и без субпассионариев, то последние без пассионариев – ничто, и способны только на нищету или разбой, жертвами которого становится основная масса населения.

Пассионарность обладает важным свойством - она заразительна. Это значит, что люди гармоничные, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы  они сами были таковыми. Это обстоятельство известно довольно широко и используется, главным образом, в военном деле, где из пассионариев, узнанных интуитивно, формируют ударные части, либо сознательно распыляют их в массе мобилизованных, чтобы поднять «воинский дух».

Эта избыточная энергия может быть направлена на организацию завоевательных походов или научных экспедиций, на создание новой религии или научной теории. Если же некоторое количество людей, обладающих этим признаком, соберётся в группу, объединённую одной целью, и при этом окажутся в благоприятных географических условиях - начинается процесс этногенеза, завершающийся через 130 – 160 лет возникновением нового этноса.

Наиболее существенными отличительными признаками нового этноса являются специфические стереотипы поведения, которые передаются последующим поколениям не генетически, а через культуру, когда потомство путём подражания и научения перенимает от родителей необходимые поведенческие стереотипы, созданные  пассионариями.

После рождения этнос проходит ряд закономерных фаз развития, которые составляют цикл жизни этноса продолжительностью около 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по внешней причине.

 

Фазы развития этноса

Ссылка на полный текст лекции в комментарии.

Категория: Историософские заметки | Добавил: Виталий
Просмотров: 1456 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Nower  
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018