Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 21.04.2018, 20:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Историософские заметки

1. Три «лица истории»
09.07.2013, 10:14

I.  Три «лица истории».

Что такое история? Толковые словари дают разные определения:

 1. Процесс развития общества. 2. Научная дисциплина, изучающая ход развития человеческого общества. 3. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины. 4. Область науки, изучающая ход развития, последовательные изменения в какой-л. области природы, культуры, знания. 5. Последовательный ход развития, изменения чего-л. 6. Совокупность фактов и событий чьей-л. жизни и описание таких фактов, событий. 7. События отдаленного прошлого. 9. Рассказ, повествование. 10. Происшествие, приключение, случай. 11 Скандал, неприятность и т.п.

Мир как объективная реальность предстает трояко: Ноумэн (Кантовская «вещь в себе», «сущность вещи», скрытая, непознаваемая) – Феномен (внешняя, «проявленная» сторона сущности, доступная для изучения и описания)  – Символ. 

Каждая область познания имеет свои ноумен, феномен и символы (категории и понятия)  

 

Не составляет исключение и история, предстающая в трех «лицах»: ноумен - прошлое как процесс; феномен - знание о прошлом; символ - рассказ о прошлом

 

Прошлое как процесс

Является ли прошлое объективной реальностью, существующей вне нашего сознания?

На любой вопрос есть минимум два ответа – да и нет. В зависимости от варианта  можно либо считать историю наукой, либо формой искусства.

Если прошлого уже нет – его изучение можно заменить конструированием,  «складыванием» артефактов в ту либо иную, зависящую от современного уровня развития, модель - гипотезу или  теорию.

Если прошлое – объективная реальность, то существует потенциальная возможность его постижения во всей полноте. 

Итак - прошлое как реальность не существует:

Древние эллины полагали,  что прошлое поглощается Хроносом - Временем. От прошлого осталось, что, что не исчезло в его чреве. Для исследователя  это  исторические источники - памятники истории, различные рукотворные предметы (артефакты), изучаемые археологией, вспомогательными историческими дисциплинами, к которым относят палеографию, генеалогию, геральдику, сфрагистику (печати), эпиграфику (надписи на твердых материалах), историческую метрологию, нумизматику, хронологию, историческую географию, архивоведение, историческую ономастику (имена собственные), фалеристику (награды, нагрудные знаки и т.п.) и другие.

Вместе с тем, эллины осознавали, что для воспитания будущих поколений нужны образцы, достойные подражания. Исчезновению их в пасти Хроноса препятствует муза истории Клио («дарующая славу»), дочь Зевса и Мнемосины, записывающая деяния героев и других достойных граждан.

Судьба остальных «кануть в Лету», реку забвения, отделяющую вместе со Стиксом мир живых от царства Аида…

Подобный подход рождает представление о том, что люди вольны брать из прошлого лишь то, что полезно в воспитательных, идеологических и иных целей. Вместо истории как знания - мифология, отражающая  специфическое представление о прошлом. Ф. Х. Кессиди писал, что  «миф - это чувственный образ и представление, своеобразное мироощущение, а не миропонимание», не подвластное разуму сознание, скорее даже доразумное сознание.

Теперь допустим, что прошлое  - реальность, существующая во всей полноте, влияющее  как на настоящее, так и на будущее. В этом случае, возникает вопрос - где она скрывается от пытливого человеческого разума?

Поиски ответа на этот вопрос неминуемо приводят к феномену времени

Говоря о времени, мы подразумеваем  три его формы: прошлое (собственно объект истории как области знания), настоящее и будущее.

Как эти формы времени связаны между собой? 

 

1. Популярным является схематическое изображение времени как прямой линии (ось времени). 

Аврелий Августин (354 - 430 гг.) в своей знаменитой «Исповеди» указал на парадоксальность времени, которое в нашем представлении распадается на прошлое, настоящее и будущее. Но прошлого уже нет, будущего еще нет. Реально только то, что существует в настоящем, которое лишь краткий миг между прошлым и будущим.

В рамках линейного представления о времени мы можем начинать новый день с «чистого листа», «отряхнув прах прошлого с наших ног», ибо уходя из настоящего в будущее, мы все далее отдаляемся от прошлого. 

Осознавая, что проблемы дня сегодняшнего посеяны вчера, мы интересуемся лишь обозримым прошлым. Исторические процессы, удаленные на столетия и тысячелетия становятся неактуальными, неинтересными, ибо «не оказывают влияния» на наш сегодняшний и ,тем более, завтрашний день.  

 

Есть ли у времени начало и конец? Здесь также возможны различные варианты ответа:

1. Время бесконечно. С появлением человека у времени появляется новое качество – историческое, ибо история там, где есть человек.

2. У времени, как и истории, есть начало и конец («конец света»). Христианский «Символ веры» включает выражение - «прежде всех век», то есть до начала «исторического времени».

У древних евреев и персов возникла   эсхатология (от греч. ἔσχατον - «конечный», «последний» + λόγος - «слово», «знание») - система взглядов и представлений о конечности нынешнего мироздания,  о конце истории, ее разрешении, исходе.

Из иудейской эсхатологии выросла христианская философия истории, у истоков которой   стоял Аврелий Августин. Потрясенный падением «Вечного» Рима, разоренного в 410 году  Рима готами Алариха, Аврелий Августин  создает капитальный труд «О Граде Божьем». Он пишет о том, что всегда была, есть и будет вечность, в которой пребывает Бог. Августин понимает ее не как как бесконечность времени, а как его отсутствие.

Время историческое - промежуток между Сотворением мира и Концом времен. Кульминация его -  Боговоплощение, открывающее падшему человеку путь к Спасению, вечной жизни в новом, преображенном мире.  

Согласно историософии Августина, мир, созданный Богом в Акте Творения, является первым и единственным. План его создания, развития и конца всегда был известен Творцу. Мир развивается линейно, в строгом соответствии с Его предначертаниями, неизвестными людям. Единственным источником знаний о них может служить только Божественное Откровение - Библия.  

Центральная идея книги «О граде Божием» – противопоставление двух градов: преходящего Земного, человеческого и вечного Небесного,  Божьего. «Два града созданы двумя видами любви: земной - любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесный - любовью к Богу вплоть до забвения себя». Путь к Граду Небесному – истинный смысл существования человечества. Забвение этого предназначения – истинная причина потрясений и катастроф, переживаемых народами.   

 

2. Попробуем мысленно соединить «начало» и «конец» времени,  схематически изобразив его в виде линии замкнутой (колесо времени)  

 

Наблюдения за сменой дня и ночи, месяцев, времен года, лет и т.п. не могло не привести человека к восприятию времени как циклического. От доступных для наблюдения природных периодов сознание мудрецов Древней Индии поднялось до представления о «космических циклах» - бесконечно повторяющихся периодах существования Вселенной, состоящих из её сотворения, поддержания и растворения...

В каждом цикле выделяются четыре последовательных эры, называемые югами - сатья (или крита), трета, двапара и кали. Эти четыре юги составляют одну махаюгу (4 320 000 солнечных лет). В конце каждой махаюги происходит разрушение физического мира. 71  маха-юга составляет 1 манвантару (ману), 14 манвантар - 1 кальпу («день Брахмы»), 2 кальпы - 1 ахорарт («сутки Брахмы»), 360 ахорарт -  1 год Брахмы, 100 лет Брахмы (309 173 760 000 000 солнечных лет  - одна «жизнь» Вселенной.

В конце каждой кальпы происходит «растворение» Вселенной (пралайя, или кальпанта -  «конец кальпы»). Это состояние растворения («ночь Брахмы»), длится столько же, сколько и кальпа. Затем снова происходит сотворение Вселенной. После 36 000 таких растворений и сотворений происходит полное вселенское уничтожение, махапралайя. По  окончании его начинается новая «жизнь Брахмы» ( Вселенной). И так – бесконечно…

Ссылка на полный текст лекции в комментариях

 

Категория: Историософские заметки | Добавил: Виталий
Просмотров: 428 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018