Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 20.06.2018, 14:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Христианская этика

"Блаженны милостивые...". Часть 1
13.03.2013, 14:24

                                                                                                                                                                                                                                                          makarioi oi elehmones oti autoi elehqhsontai                 

                                                                                                                                                                                                                                                          (Макарии ги элэимонес готи аути  элэифисонтэ)

                                                                                                                                                                                                                                                           Блажени милостивии, яко тии помиловани будут

                                                                                                                                                                                                                                                           Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 (Мф. 5,7)

 

Вопросы лекции:

1. Милостивые и милосердные.

2. Дела милосердия.

I. Милостивые и милосердные.

В различных словарях русского языка слово «милость» истолковывается как доброе, великодушное отношение, доброе дело, добрый поступок, благодеяние, пожертвование, подаяние, благосклонность, доверие, расположение к низшему лицу со стороны вышестоящего лица и т.п.  

Производное от него слово «милостивый» означает «снисходительно-доброжелательный», «ласково-благосклонный», «проявляющий, выражающий милость», «добросердечный», «сердобольный», «милосердный».  Близкое по смыслу к «милости» слово «милосердие» означает сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку;

В греческом тексте Евангелия от Матфея слову «милостивые» соответствует «элэимонес», производное от «элэос» (милость, милосердие, сожаление, сострадание). Оно характеризует доброжелательное, сострадательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку и противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

Словом «элеос» и производными от него переданы в греческом тексте Ветхом завете несколько древнееврейских слов, отражающих различные аспекты Божественного и человеческого милосердия, милости, сострадания. Так, например, в Торе более двухсот раз употребляется  слово «хэсед» (hesed), обозначающее милость, милосердие, доброту, преданность и верность.

Слово «хэсэд»  использует пророк Осия, передавая слова Бога, обращенные к Израилю: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6,6.). Его повторяет Спаситель,  обращаясь к иудеям: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф. 9,13);  «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Мф. 12, 7).

Важно отметить, что «хэсэд»  обозначает милость и милосердие,  проявляемые к тем, кому человек ничем не обязан. Добро, сделанное другому человеку по обязанности, в древнееврейском языке передается словом «эмет». Оно выражает принцип  ветхозаветной этики - если кто-то сделал тебе добро, то ты тоже должен сделать ему добро,  образно говоря, «вернуть долг».

Руководствуясь правилом - «если ты будешь хорошим по отношению к другим, то и они будут хорошими по отношению к тебе», старался действовать даже такой не очень симпатичный литературный персонаж, как Молчалин из «Горя от ума» А.С. Грибоедова:

«Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья

 - Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

 

Евангельский пример милости бескорыстной, а не ответной, должной дан в притче о милосердном самарянине:  

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10,25-37).

В еврейском тексте Библии выделяется форма милосердия, связанная с особым отношением к тем, к кому расположено сердце милующего. В этом случае используется  слово «хэн» (חנן – hen, милосердный, милостивый), также переводимое на греческий язык как «элеос». Оно встречается в Торе около 240 раз и означает добро, милость, милосердие, сопряженные с  благожелательностью, благоволением.

В Торе также используется слово «рахамим» (от «rehem» - материнское лоно), которым обозначается милость, милосердие, соединенные с состраданием.  Это свойство, характерное, прежде всего, для материнской, родительской любви. Оно подразумевает максимальное участие человека в милосердной помощи, включая слезы сострадания, понимание, способность и  готовность прощать.

Слово «рахамим», которое встречается Торе более 40 раз,  часто характеризует милосердие Бога в отношении как отдельного человека, так и избранного Им народа. В греческом тексте Библии оно чаще всего выражается словом «харис», которое в дохристианском смысле означало «привлекательность», «очарование». В Синодальном переводе, в зависимости от контекста, "рахамим" передано по-разному: «благодать», «любовь», «подаяние», «доброе дело», «благодарение», «благодарность», «нежность», «щедроты», «сострадание», «милосердие», «милость».

До нас не дошел древнееврейский текст Евангелия от Матфея, поэтому можно только предполагать, какое слово использовал Христос в Нагорной проповеди, произнося  Пятую заповедь блаженства. Знаменитый немецкий библеист и востоковед  Франц Юлиус Делич (1813–1890) сделал обратный перевод Нового Завета с греческого на язык Христа – древнееврейский. «Блаженны милостивые» звучат в его переводе  как «ашрей ха-рахманим». Слово «рахманим», происходящее, как и «рахамим», от корня «рэхем», употребляется в Ветхом Завете всего один раз: «ядей нашим рахманиот». В синодальном переводе - «руки мягкосердых женщин» (Плач Иеремии 4, 10).

Сейчас общепринято мнение о том, что Спаситель в Пятой заповеди блаженства почти дословно цитирует книгу Притчей Соломона: «кто милосерд к бедным, тот блажен» (Притч. 14,21). Особенно заметно это совпадение в церковнославянском тексте Библии - «ми́луяй же ни́щыя блажéнъ». В еврейском тексте Притчей Соломона  в указанном месте  используется слово «хен». От него же образовано «ханан» («hanan») -  «помиловать» как проявление  благожелательности, великодушия, милости,  милосердия.

 

Учитывая все вышесказанное, можно передать смысл Пятой заповеди следующим образом: Блаженны милосердные, способные на сострадание, готовые откликнуться на чужую боль,  как на свою, помочь другому человеку, ибо  к ним благоволит Бог, к ним будет проявлена милость, они будут помилованы.

Награда милостивым на земле состоит в том, что они осознают, что делают добро, что они полезны людям. Это дает моральное удовлетворение, приносит внутренний мир, тишину, спокойствие. «Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою»  (Притч. 11,17).

Выдающийся иудейский богослов, учитель апостола Павла, христианский святой (память 2/15 августа) Гамалиил утверждал: «Если ты милостив, то и Бог будет милостив к тебе, но если ты не имеешь милости к другим, то и Бог не будет иметь милости к тебе». В полной мере это проявится на Последнем Суде. Апостол Иаков пишет о том, что  «Будет суд без милости не оказавшему милости (Иак.2:13).

В Неделю о Страшном Суде в православных храмах на литургии читается притча из Евангелия от Матфея:

« Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25,31-46).

 

Святитель Григорий Богослов, обращаясь к евангельской притче о Страшном Суде, говорит о том, что, делая добро ближнему, мы делаем его самому Христу. Верующий призван почтить Христа в каждом страдающем человеке. От нашего милосердия к ближним зависит наше собственное помилование:

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».  Те же, кто не совершил дел милосердия, будут осуждены, причем «не за грабительство, не за святотатство, не за прелюбодеяние или что-либо другое, запрещенное законом, будут осуждены они, но за то, что не послужили Христу в лице нуждающихся.

Пришел нищий? Вспомни, как ты был беден и как обогатился. Хлеба просит или воды, или может быть, другой Лазарь отверженный лежит у твоих дверей? Устыдись таинственной трапезы, к которой ты приступал, хлеба, которого причастился, чаши, которой приобщился, посвящаемый в страдания Христа. Странник припал к тебе, бездомный, бесприютный? Прими в лице его Странствовавшего ради тебя, Странствовавшего среди своих, Вселившегося в тебя благодатью и Привлекшему тебя к горнему жилищу. Будь Закхеем - мытарем вчера, но щедрым сегодня... Лежит больной и раненый? Своего здоровья устыдись и ран, от которых освободил тебя Христос. Если видишь нагого, одень его, почитая твою собственную ризу нетления, которая есть Христос, ибо все мы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Слово 14-е, «О любви к бедным»).

Святой праведный Иоанн Кронштадский: «За милость к братии, сам получишь милость от Бога; за милость временную -  милость вечную, за милость малую - милость бесконечно великую: ибо удостоишься не только помилования от вечнаго за грехи осуждения на суде Божием, но и получишь вечное блаженство» («Из духовного наследия св. прав. Иоанна Кронштадского»).

Святейший патриарх Кирилл: «Совершая дела добра и помогая ближнему, мы обнаруживаем, что человек, в судьбе которого мы приняли участие, перестает быть для нас чужим, что он входит в нашу жизнь. Ведь люди так устроены, что любят тех, кому сделали добро, и ненавидят тех, кому причинили зло. Отвечая на вопрос о том, кто есть наш ближний, Господь говорит: это тот, кому мы делаем добро. Такой человек перестает быть для нас чужим и далеким, становясь воистину ближним, ибо отныне ему принадлежат часть нашего сердца и место в нашей памяти.

Но если мы, живя в семье, не помогаем друг другу — значит, самые родные нам люди перестают быть нашими ближними. Когда муж не поддерживает жену, а жена — мужа, когда дети не служат опорой престарелым родителям, когда вражда противопоставляет родственников друг другу, то разрушаются внутренние скрепы, связующие человека с человеком, а наши близкие, в нарушение заповедей Божиих, становятся нам дальше дальних.

Отзывчивость, сострадание и добро, обращенные нами к другим людям, соединяют нас с ними. Значит, ответом нам станет их добросердечие, и мы будем помилованы от людей. Между нами и теми, к кому проявили мы участие, установятся особые отношения. Таким образом, милосердие подобно ткани, в которой накрепко переплетаются нити человеческих судеб» (Слово пастыря. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. О заповедях Блаженств).

 

Категория: Христианская этика | Добавил: Виталий
Просмотров: 296 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018