Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 26.05.2018, 06:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Христианская этика

Лекция 1. Введение в христианскую этику. ч. 3
25.01.2011, 11:48

III. Грех.

Нарушение заповеди Адамом и Евой получило название первородного греха (Аврелий Августин). Он  стал началом для всех последующих грехов в людях.

Что же такое грех? Это понятие  имеет несколько толкований.

1. Грех – нарушение заповедей  («повелений») Божиих (Закона Божьего).

Апостол Иоанн (1 Ин. 3, 4): «грех есть беззаконие».

Св. Иоанн Златоуст писал, что «грех есть ни что иное как действие против воли Божией».

Бог дал человеку свободу выбора: исполнять его заповеди, либо не исполнять их. 

Если свободные действия человека находятся в соответствии с заповедями, то они являются нравственными или добродетельными. 

Если же наши свободные действия нарушают заповеди Божии, то они являются безнравственными или греховными.

Почему люди грешат? Для этого попытаемся найти ответ на вопрос - почему согрешили Адам и Ева?

Путь к обожению им указал Бог. Но свой «путь» подсказал и дьявол, принявший облик змея.  Путь, указанный Богом, лежал через исполнение заповеди.  А дьявол предложил - если нарушите заповедь Бога, вы станете такими же, как Бог.

Бог предлагает на трудный путь восхождения.  Диавол предлагает лёгкий путь – падения. Ещё одна аналогия: мечта любого ребёнка - стать взрослым. Можно воспользоваться этим и подсказать: закури – и будешь как взрослый, утрать невинность – и ты уже мужчина или женщина.

Диавол добился своего – произошло грехопадение первых людей, повреждение человеческой природы. Эта поврежденность передаётся всем потомкам Адама вплоть до наших дней. Она проявляется  в предрасположенности к греху; болезнях, старении и смерти; повреждении ума; склонности воли к злу.

2. Грех – зло. Эти  понятия тождественные. Зло стремится к своему апогею – победы небытия. Зло – энтропия духовного мира.

3. Грех – ошибка, промах.

Для того, чтобы лучше понять, что такое грех, обратимся к языку оригинала.

Амартиа - так на греческом языке, на котором написано Евангелие, звучит слово, которое мы переводим как «грех».

Буквально амартиа означает – «ошибка», «заблуждение»,  «промах», «попадание мимо цели». Но где эта цель и что находится за ее пределами.

Цель – богоподобие и вечное бытие с Богом в Царствии Небесном, возвращение в утраченный рай. Промах – путь в вечное «небытие», вечную жизнь без Бога, вне Его Царствия.  

Бытие и небытие. «Бог привёл все из небытия в бытие» - говорят богословы. Бытие - Творение Божие пронизано Любовью, хранящей Вселенную. Небытие - реальность, находящаяся за пределом Творения.  

Путь к вечному Бытию с Богом – путь любви, постоянно подтверждаемо соблюдением Его заповедей. Но свобода воли даёт человеку его главный выбор – возвращаться к Богу или продолжать уходить от Него в небытие.

Что больше – мишень или пространство вне ее? Промахнуться - куда легче, чем попасть. Вспомним слова Христа о том, что «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Матф.7:13,14).

Узкие врата – путь к Богу, в вечное бытие с Ним. Широкие врата – путь от Бога, в небытие.  На русском языке христиане называют Адом то место, которое Бог оставил для тех, кто по свободной воле пожелал уйти от Него. В оригинале Священного Писания оно называется  Шеол (евр. «бездонная могила», «преисподняя») и Гадес (греч. «место, лишённое света». «преисподняя»). Бог не создавал Ад, но оставил место для него всем, уходящим от Него по своему свободному выбору.

Смертный грех.

Смертный грех (или грех к смерти) -  тот, который убивает  в человеке нравственную жизнь, желание пребывать в общении с Богом, жить по Его заповедям. Человек, совершивший смертный грех, чувствует себя отвергнутым Небесным Отцом.

Среди смертных грехов можно выделить:

1. Грехи против Духа Святого. Мф. 12, 31-32: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».

Хула на Духа Святого - упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божьей при ее очевидном действии для человека.

2. Грехи, которые служат источником для других грехов. Списки их разные, как правило, их именуют «семь смертных грехов».

Григорий Великий (Двоеслов) (540-604), римский папа, составил список, который был принят как Западной, так и Восточной церковью:  тщеславие, зависть, гнев, уныние (меланхолия), чревоугодие, расточительность, скупость.

Все смертные грехи происходят от корня всякого зла - гордыни.

Этот перечень сохранился до наших дней в Православии.

Знаменитый западный богослов Фома Аквинский (1225 – 1274) составил новый перечень, ныне общепринятый в Католической и некоторых протестантских церквях: 

Первый - гордыня (гордость). Второй - алчность (сребролюбие). Третий - похоть (блуд). Четвертый – злоба (гнев). Пятый – чревоугодие. Шестой – зависть. Седьмой – лень.

 

IV. Добродетель.

Христианская этика выступает против «толерантности», трактуемой как терпимость к греху, когда он больше не воспринимается как промах и как нарушение заповеди.

В католицизме грех рассматривается как преступление, за которым следует епитимья́ (др.-греч. πιτιμία, «наказание»).

Православие рассматривает грех как болезнь человеческой души. Епитимия в Православии рассматривается  лекарство. Лучшее средство от болезней  - иммунитет.

Духовный иммунитет, духовный щит,  человека -  добродетель или доброе качество души. 

Особое внимание нравственное богословие уделяет добродетелям, противостоящим смертным грехам:

Смирение – гордыне.  Щедрость – алчности. Воздержание – похоти. Доброта – злобе

Умеренность – чревоугодию. Доброжелательность – зависти. Усердие – лени.

Скромность - тщеславию

 

Главными христианскими добродетелями многие богословы называют Веру, Надежду и Любовь.


V. Покаяние

Жизнь без греха – цель, идеал, к которому нужно стремиться. Можно  ли его достичь? Возможна ли жизньь без греха?

Христианская этика исходит из того, что после грехо­падения первых людей нет ни одного человека, который не имел бы лич­ных грехов. В заупокойной молитве в Русской церкви есть слова: «Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит».

Был только один человек без греха – Сын Божий и Сын Человеческий.

Иисус Христос – нравственный идеал христианина.

Он был рожден земной женщиной в загоне для скота, знал сиротское детство без отца,  труд с ранних лет, видел несправедливость окружающей жизни и страдания людей. Несмотря на все это,  Он пришёл земной путь так, что даже враги не смогли за две тысячи лет найти изъяна в его личности.

Подражание Христу не требует от христианина чего-то невозможного: ходить по воде, не гореть в огне, жить без воздуха месяцами, парить над землей  без крыльев и т.п. Сын Человеческий учил любви, доброте, состраданию.  Он заповедовал нам, что  в случае конфликта лучше самому перенести несправедливость, чем поступать несправедливо по отношению к другим.

При этом Христос Сам являл пример соблюдения тех принципов, которые проповедовал.  Он сочувствовал страдающим и унижаемым, помогал бедным и нуждающимся, бескорыстно исцелял больных и увечных. При этом Он не делал различия между женщинами и мужчинами, простыми и знатными, правоверными иудеями и язычниками, нищими и богатыми, евреями и римлянами, самарянами и хананеями. Безвинно преданный  мучительной казни, Он молил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23,34)

Что делать, когда грех совершён?

Что должен делать человек, у которого совесть жива, который понимает, что он нарушил нравственный закон?

Можно успокаивать совесть словами о том, что все поступают так, что позже исправимся и т.п.  

Можно впасть в отчаяние от  мысли о том, что сделанное уже не исправить, а жить дальше с чувством вины невыносимо.

Фрагмент беседы со студентами:

 Мы слышим: «Ты испачкался». Да и сами способны увидеть грязь на себе.

Как тело становится грязным? Вот ребенок залез в лужу и расположился в ней, либо по неведению, либо – назло маме. Пьяный сделал все, чтобы упасть в грязь и лежит в ней рядом со свиньёй. Но может упасть в грязь, поскользнувшись и потеряв равновесие, совершенно трезвый человек. А вот человека нарочно толкнули в грязь, и он упал, оказавшись слабее обидчиков. Никто человека не защитил, потому что он либо не успел, либо не захотел просить о помощи. А те кто видел, равнодушно прошли мимо.

«Залез в грязь», «упал в грязь», «толкнули в грязь»,  «втоптали в грязь» … Что делает нормальный человек, когда испачкается. Счищает и смывает грязь с себя. А если этого не делать? Нарастает короста, приводящая к кожным и иным болезням.

А теперь применим эти образы к нашему духовному телу, которое когда-то станет единственной обителью моего «Я».  Ведь душу также можно испачкать – умышленно, нечаянно, уступить насилию, оставшись без помощи. 

Мы знаем,  что можно и в лужу не падать, чтобы стать грязным. Достаточно не соблюдать правила личной гигиены - перестать мыться в бане или в ванной, умываться, чистить зубы. Причём так привык к своему состоянию, что и не замечать его. И плевать на тех, кому не нравится соседство.

Нормальные люди соблюдают правила гигиены, заботятся о своем временном, тленном теле. Так насколько же важнее соблюдать чистоту вечной души. Правилам ухода за телом нас учат.. Но где и кто научит нас правилам, средствам и приемам гигиены души? Кто подскажет, как ухаживать за ней, смывать с нее грязь, чтобы душа не покрылась коростой, не превратилась в  «грязную душонкой».

 

Для согрешившего человека, прежде всего, необходимо покаяние. По-гречески это слово оно  звучит как «метанойя» («изменение сознания», «внутреннее изменение»». Метанойя - изменение отношения к греху. К нему надо относиться так, так как мы относимся к грязи, в которой измаралось наше тело.  

Покаяние – это соединение, двух движений души:

- осознания себя преступником перед Богом и людьми;

- призыв к Богу о прощении и помощи, о том, чтобы Он дал нам силы перестать жить так, как мы жили прежде, перестать грешить и стать другими.

Часто, осознав тяжесть своих грехов и страстей, люди впадают в отчаяние. Чтобы этого не произошло, следует помнить:

Грех не делает нас чужими для Бога: «Один воин спросил авву Миоса: принимает ли Бог раскаяние? Старец ответил ему: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его, воин»? – Воин говорит ему: Нет! Но я зашью и опять буду носить его. «Если ты так щадишь свою одежду, сказал ему старец, то тем более Бог не пощадит ли Свое творение?»

Преподобный Нил Синайский( ? - 450): «Покаянием все мы спасёмся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться».

Сила покаяния должна быть соразмерна степени греха. Если же нет достаточного осознания греха, нет силы на искреннее покаяние, то надо в смирении принимать посылаемые страдания и благодарить за них, как за милость, как за признак заботы Бога о нас.

По словам Иоанна Златоуста, для христианина имеются три условия для спасения: не грешить - согрешив, покаяться - терпеть скорби, если не можешь каяться.

 

Избавиться от греха возможно только с помощью Божией. Поэтому покаяние – таинство. Признак состоявшегося покаяния – грех больше не повторяется. Если же грех повторяется, то он превращается в привычку. Из греховной привычки,  в свою очередь, вырастает приверженность (склонность, преданность)  к греху – страсть.

Страсть – грех, овладевший душой человека, подчинивший себе его волю.

 

Что даёт христианам  надежду (упование) на победу над грехом? Крестная жертва Сына Божьего, искупившего своей кровью грехи всего человечества. Тайна искупления безмерно глубока. Пытаясь понять её, обратим внимание  на два важных момента:

1. Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15, 13).

Христиане верят, что те, кто жертвует собой ради любви к другим людям, искупают как свои, так и чужие грехи. Чем меньше у человека личных грехов, тем боль­ше чужих грехов он искупает своим добровольным жертвенным служением. Здесь - как в математике, где по мере приближения делителя к нулю результат деления приближается к бесконечности.

Богочеловек Иисус Христос, Бог по Духу и Совершенный Человек по душе и плоти, не имел личных грехов. Поэтому, добровольно пойдя на смерть за нас, Он искупил максимальное количество чужих грехов - грехи всего падшего человечества.

2. Благодаря искупительной смерти Спасителя человечество в целом и каждый человек в отдельности получили избавление от первородного греха и надежду на восстановление связи с Богом, жизнь вечную с Ним.  Апостол Павел пишет : «Посему, как преступлением од­ного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправ­дание к жизни» (Рим. 5, 18).

 Но спасение не приходит автоматически. Нужно личные усилия для того, чтоб преодолеть склонность к греху и достичь главной цели земной жизни человека – обожения, возвращения к Богу. Для этого следует идти по пути, указанному Христом: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»  (Мф. 16, 24). На три шага указывает Спаситель.

Во-первых  - «отвергнись себя».

Митрополит Сурожский Антоний. Слово в Неделю Крестопоклонную:

 «Отвержение себя - это первое, что нам надлежит совершить. Мы живем, как идолопоклонники, служа себе, поклоняясь себе. Это происходит от глупой нашей гордыни, когда мы восхищаемся тем, что мы собой пред­ставляем: умом, сердцем, всеми свойствами, которые были нам от Бога даны и которые мы должны бы только с радостью нести - но гордиться ими не можем. А мы все сводим к тому, что мы стоим в центре всего. Вот это свое «я», горделивое и жадное, надо отверг­нуть, надо от себя оттолкнуть и сдвинуть с того места в центре жизни, где должен стоять только Бог, и поклониться Ему Единому».

Отвержение от себя – это борьба со своими пороками, со своими слабостями. Борьба эта самая длительная, ибо завершается она только с окончанием земной жизни.

Во вторых – « возьми крест свой».

Часто люди приходят в Церковь тогда, когда к ним пришла беда и  для того, чтобы избежать страданий. Они, зная, принимая и веруя в то, что за грехом следует наказание, полагают, что если они будут исповедовать грехи, принимать участие в других церковных таинствах, то избегут несения своего креста. Всё принимается – вера, догматы, таинства. Но опускается главное - «возьми крест свой».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово в Неделю 3-ю Великого поста: 

 «Крест надеваем, но забываем о том, что он - орудие казни. На нем распинали преступников. И вот правда Божия зовет и меня на крест, как преступника Закона Божия…

Каждый человек на своём жизненном пути должен поднять именно свой крест. Только он  будет во спасение, и только его христианин несет с помощью Божией, ибо он дан Самим Господом.

А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути принимать те скорби, что попустит Господь.

Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути, - это гордость сбивает с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе.

Свой крест - это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному».

Но где же крест христианина?

- в заботе о тех, кто в ней нуждается;

- в страдании и боли, которые порождаются не зависящими от человека обстоятельствами. Нужно принять их, безропотно вытерпеть,  не пасть под их бременем, не дать им раздавить себя и превозмочь все испытания. Христос призывает к Себе всех - сильных и слабых.  Каждому Господь дает крест по его возможностям.

Существует притча о человеке, который, утомившись от противостояния постигающим его скорбям, обращается с молитвой к Господу: «Боже, нет сил терпеть, смилостивься надо мною, дай мне крест полегче». Господь ему отвечает: «Вот лежат перед тобою кресты, выбери сам». И начал тот человек искать себе крест по силам, и показался ему один из крестов самым подходящим. Взвалил он его на свои плечи — оказалось тяжело и неудобно, стало клонить к земле. То же произошло и с другим крестом, и с третьим.

Долго человек перебирал все возможные кресты, пока наконец не отыскал самый малый из всех. Взял его и почувствовал, что этот крест словно для него приготовлен. И говорит человек Господу: «Позволь мне взять этот крест, он самый легкий по сравнению с другими». Господь говорит в ответ: «Это и есть тот самый крест, от которого ты отказывался».

Всякий, пришедший в этот мир, с рождения будет испытывать скорби и печали, боли и страдания. Это относится ко всем людям, независимо от того, веруют они в Христа или нет. Страдают верующие и неверующие, праведники и грешники. Феофан Затворник: «Крест всем все равно придется нести - и верующим, и неверующим - но лучше нести его по-христиански - с благодарностью и преданностью Воле Божией».

Очень важно не забывать при этом - не всякое страдание ведёт к Богу:

 

Гора Голгофа. Вижу три креста..

Гора Голгофа. Вижу три креста.
Замри, душе, доколе окаянна?!
А посреди - распятого Христа.
У ног - Святая Дева с Иоанном.
И тот, что слева, над Христом глумясь,
В своих неправдах Бога обвиняя,
Сказал, с богоубийцами сроднясь,
- Коль Ты - Христос, спаси Себя и наю
Но тот, что справа, запретил ему;
- Или твоя душа Творца не знает?
За наше зло нам мало этих мук,
А Этот же, скажи, за что страдает?
О, бывшый тать, о, нынешний святой,
Все зло свое перечеркнул немногим:
Перед безумной воющей толпой
Ты исповедал Страждушего Богом.
О, ты, который с Господом терпел,
О, покаяньем вырванный из ада.
Одна лишь правда ожила в табе,
Что полон был ты всяческой неправды.
И в этот миг, последний крестный миг
Ты оправдал поруганного Бога,
И капля правды, перевесив мир,
Ввела под своды райского чертога.
О, Боже мой, распятый как злодей,
Тебе, Тебе с Отцем и Духом Слава!
Своим Крестом Ты разделил людей
На тех кто слева и на тех кто справа.
Гора Голгофа, Пасхи Колыбель,
Шепчу одно неверными устами:
- Душе моя, помысли о себе,
Душе моя, душе, куда мы станем?
О, Мати Света, не остави нас.
Взыщи мене, Единая Отрадо.
Да оживет во мне хоть в смертный час
Разбойничья спасительная правда.

Иеромонах Роман (Матюшин). 25 декабря 1987 г. с. Родовое

 

Если в центр своей жизни человек ставит Бога, если он готов взять свой крест, если мужеством, терпением и самоотвержением готов преодолеть скорбь и боль, то Господь ему помогает. Крест, данный Богом, бывает очень тяжелым, но он не бывает непосильным. Если Бог призывает взявшего свой крест следовать за Ним и исполнять Его заповеди, то Он дарует и силы для несения креста.

В- третьих -  «следуй за Мною».  

В Царствие Небесное ведёт узкий, тернистый путь через «тесные врата». Вспомним ещё раз земной путь Спасителя. В начале его -  Рождение в пещере, где в зимнюю стужу пастухи укрывали скот, в конце  - Голгофа. Но затем Воскресение и победа над смертью. На Пасху в храмах поётся тропарь – гимн празднику: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Воскресение Христа - прообраз грядущего воскресения всех людей к «новой жизни»,  праздник победы над смертью.

Смерть для христианина отныне - лишь временное разлучение души и тела (успение). В момент расставания душа говорит телу не «прощай, моя темница», но  «до встречи, храм мой! В день всеобщего Воскресения Бог воссоединит нас, преобразив тебя так, что ты будешь соразмерно тем дарам, которые Господь даст мне в Вечности».

 

Заключение

В заключение лекции нелицеприятный вопрос:  Почему христианство со своей этикой за две тысячи лет не изменило к лучшему не то что человечество, но даже тех, кто называет себя христианами?

На него попытаюсь дать такой ответ:

Во-первых, Иисус Христос прямо говорил, что Его царство не от этого мира. Его нельзя создать или сохранить на земле, поврежденной грехом, тем более внешним принуждением. Христос всегда, когда проповедовал свою весть, обращался к добровольному, свободному выбору человека.  История свидетельствует -  там, где христианство внедрялось принуждением, последствия, как правило, были плачевными. Церковь Христова не должна, да и не в состоянии загонять людей к вершинам нравственности. Она должна и способна помочь тому, свободно выбрал этот путь.

Во-вторых, мы часто забываем, что христианином человека делает не посещение храмов, не участие в таинствах, не исполнение обрядов и соблюдение постов. Мф. 7. 21: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Христианином мы становимся тогда, когда смиряемся перед Богом, когда любовь к Нему и ближнему становится мотивацией всех наших поступков. Только исполненное любви христианское меньшинство может оказывать  сохраняющее и исцеляющее воздействие на мир, который так и не стал, да уже и не станет христианским.

В-третьих, нравственное преображение человека «ветхого» в человека «нового», происходило и будет происходить медленно и постепенно, подобно росту дерева из семени. Этот процесс продолжается всю земную жизнь человека. Это относится и к тем, кто почитается ныне в качестве величайших святых. Нравственное совершенство человека – Царство Божие внутри его. Вспомним слова Спасителя:  

«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём; и как семя всходит и растёт, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе… 

Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» ( Мк. 4, 26-32).

 

Категория: Христианская этика | Добавил: Виталий
Просмотров: 1374 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018