Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 21.10.2018, 07:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Христианская этика

Лекция 4. Заповеди блаженства. Ч. 1
15.02.2011, 07:46

***

Ветхий завет – договор Бога с избранным народом. Народ обязывается принять и свято соблюдать заповеди Закона. Бог обещает избранному народу благоденствие счастливой (греч. -  эвдемония) жизни в Земле обетованной. 

Новый завет - договор Бога со всем человечеством и с каждым человеком, уверовавшим в Сына Божьего - Иисуса Христа. Идеал благоденствия в нём выносится за пределы временной земной жизни, мира видимого вообще, где счастье возможно лишь неполным, относительным, временным.

Птица счастья не может жить в повреждённом грехопадением мире. Но люди вновь и вновь пытаются поймать её, чтобы достичь полного счастья «здесь и сейчас». Иной раз они посвящают этому всю свою жизнь. 

Что чаще всего понимается под счастьем? Удача - возможность делать то, что ты хочешь -  получение от жизни всех мыслимых удовольствий - приобретение желаемого? С этой точки зрения счастливы богатые, знаменитые, достигшие желаемых чинов и званий в этом мире.

Если кто-либо из живших на Земле мог считать себя счастливым по этим нормам, то это Соломон - самый выдающийся из всех земных правителей. Сын царя и пророка Давида, он происходил из самой благородной династии в истории, из которой должен был произойти обетованный Богом Спаситель - Мессия, Христос.

Соломон славился баснословным богатством. В Ветхом Завете сказано, что в стране во время его царствования серебра было столько же, сколько камней. Дворец Соломона, находившийся в «Граде мира» - Иерусалиме, был прекрасен. Бог благословил царя на строительство великолепного Храма.  Он наслаждался самыми изысканными в мире яствами.

У Соломона были самые прекрасные в мире лошади, много домов, слуг, садов, озёр, полных рыбы. В его гареме жили тысяча жён и наложниц из всех племён и народов. Соломон был мудрейшим из людей, живших когда-либо на земле. Время его правления стало периодом мира и благоденствия, страна не знала неурожаев и эпидемий.

Соломон  имел все необходимое для полноты счастья по меркам временной земной жизни. Но вот какими словами открывается написанная им книга «Екклезиаст, или проповедник»: «Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!». Говоря другими словами, все -  пустота.

О временности, суетности земного благоденствия неоднократно предупреждал  пришедший в мир Сын Божий. Иисус Христос учил, что подлинное счастье - блаженство возможно лишь в Царстве Божием. Словом «блаженный» мы переводим греческое «макариос». Макариос - «тот, кто по-настоящему счастлив», тот, чьё счастье - неотъемлемое, внутреннее, сущностное состояние, на которое не влияют внешние обстоятельства. Блаженство непреходяще, оно не зависит от превратностей жизни. Великий поэт Древней Греции Гомер использует определение «макариос», говоря об олимпийских богах. В Библии оно также многократно прилагается в отношении к Богу -  «Блаженный Бог» (См.; Пс. 67,35; 71,18; 118,12; 1 Тим. 1,11).

Что необходимо для обретения блаженства - счастья в вечной жизни с Богом? Какие качества души - вечной обители человеческой личности необходимо взращивать уже здесь, в земном бытии? Ответом на эти вопросы Спаситель начинает Нагорную проповедь (Мф. 5- 7; Лк. 6,12-49). Он указывает на девять ступенек, возводящих человека в Царство Божие, которые святитель Николай Сербский  сравнил с райской пирамидой.   

 

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

 

Христианство утверждает, что состояние, в котором находится все человечество и каждый человек в отдельности - это состояние глубокой болезни, глубокого повреждения нашей природы. Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов пишет: «В начале бытия человеческого произошло какое-то странное трагическое расщепление единого человеческого существа на как бы автономно существующие и часто противоборствующие между собой ум, сердце и тело - «щука, рак да лебедь»… здесь-то... заключён самый корень, источник, того, что человеческая жизнь как в индивидуальном, так и во всечеловеческом масштабе, ведёт к одной трагедии за другой. Ибо если человек серьёзно болен, а он болезнь не видит и потому не лечит, то она погубит его».

Чувствуя себя несчастным, неудовлетворённым жизнью человек готов обвинять в этом других людей, жизненные условия и даже роптать на Бога. Первая заповедь блаженства переносит внимание повреждённого грехом человека с внешних обстоятельств на главную причину всех его проблем и бед - на собственную духовную болезнь, нищету духа.

Греческое птокос, как и древнерусское нищий, означают состояние, при котором человек вынужден открыто просить о помощи, взывать о ней, ибо полностью зависит от других людей.

Нищие духом - те, кто ощущают свою духовную немощь, приверженность страстям, удаляющим от Бога, и осознают, что без помощи Отца Небесного не смогут ничего изменить. Они просят не материальной, но духовной помощи.

Святитель Николай Сербский пишет о том, что человек мечтает «превзойти в доброте все другие существа на свете, но видит, как на каждом шагу падает в грязную лужу зла и жестокости. Он хотел бы всегда творить самые великие и грандиозные дела, но видит, что без помощи извне ничего не может. Таким образом, откуда ни посмотри, человек убеждается в своей немощи и в своём ничтожестве.

Другие люди не могут ему помочь, ибо и они ничтожны и слабы, как и он сам. Тогда человек обращается к Творцу своему, падает в прах перед Ним, предаётся воле Его и вопиет о помощи. Такое осознание своей немощности и понимание полной своей ничтожности называется нищетой духа» (Толкование заповедей Блаженства).

Кто стоял на краю пропасти в горах, тот помнит инстинктивное чувство близости смерти. Но настоящий страх приходит тогда, когда начинается падение. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «видящий падение своё способен признать необходимость спасения». Нищета духовная - это «видение» своего падения в пропасть греха и вопль к Богу о спасении.

Что мешает нам осознать собственную духовную нищету. То, что является источником всех грехов -  гордыня.   

Гордыня (высокомерие)«обращённость на себя», крайняя самоуверенность, мнение о себе, как самостоятельной и единственной причине всего хорошего, что есть внутри и вокруг.

Христианские подвижники сравнивали гордыню с «медной стеной» между нами и Богом (Авва Пимен).  Как распознать её в себе? На этот вопрос русский богослов XIX века архиепископ Нижегородский Иаков ответил следующим образом:

«Чтобы понять, ощутить её, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

Гордыня вырастает из тщеславия - стремления хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребности в подтверждении своего превосходства, желания слышать от других людей похвалу и даже лесть. Тщеславие не терпит упрёков, постоянно ориентируется на мнение  на других - что они скажут? как это им покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных - серьёзными, рассеянных - сосредоточенными, обжор - воздержанными и т.п. - до тех пор, пока есть зрители (о. Александр Ельчанинов «Что такое гордыня»?).

Преподобный Иоанн Лествичник писал об особенности этой человеческой черты: «тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей своё воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям» (Лествица. Слово 22. О многообразном тщеславии).

Для преодоления тщеславия христианские подвижники советуют:

- не радоваться, когда слышишь похвалу в свой адрес;

- скрывать свои добрые дела и никому не говорить о них;

- свои способности не прятать, но и не выставлять на всеобщее обозрение без крайней нужды;

- не искать дружбы с богатыми, влиятельными и знаменитыми людьми, блеск славы которых может прельстить наше падшее сердце.

- если вдруг на память придёт какое-нибудь наше доброе дело, необходимо приписать его силе божественной благодати и возблагодарить Господа. Следует чаще повторять слова царя и пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу»(Пс. 113,9).

Иммунитет от гордыни даёт противостоящая ей добродетель - смирение. Многие богословы считают её синонимом «нищеты духовной». В духовной жизни христианское смирение проявляется в том, что в любых обстоятельствах человек не возвышает себя над другими, будучи твёрдо убеждённым, что не имеет никаких личных заслуг, но лишь то, что дарует Бог.

О смирении отцы Церкви говорили: «Оно не имеет языка, чтобы говорить зло о других, не имеет глаз, чтобы видеть чужое зло, не имеет ушей, чтобы слышать чужое злословие».

Смирение -  дар Божий, действие Божественной благодати в уме и сердце человека. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что истинное смирение невидимо как невидим  податель его - Бог. Оно закрыто молчанием, простотой, искренностью, непринуждённостью, свободою. Истинное смирение не видит себя смиренным. Напротив того, оно видит в себе множество гордости.

Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти: он не имеет врагов. Если кто из людей причиняет ему обиды, - он видит в этом человеке орудие правосудия, или промысла Божия. Смиренный предаёт себя всецело воле Божией. Смиренный живёт не своею собственною жизнью, но Богом. Смиренный чужд самонадеянности, и потому он непрестанно ищет помощи Божией, непрестанно пребывает в молитве.

(Аскетические опыты. Том 1. О истинном и ложном смиренномудрии)

Святитель Игнатий предупреждает об опасности «ложного смирения», личины, демонстрируемой окружающим с целью предстать в таком виде, чтобы считаться смиренным. Основными приёмами при этом являются: «смиреннословие» - частое употребление специфических слов и выражений; «елейная» интонация в голосе; деланные позы; намеренная небрежность в одежде и внешнем виде;  частое, к месту и не к месту, употребление цитат из духовных книг;  указывание другим людям на необходимость смиряться и т.п.

Святитель Игнатий подчёркивает, что нельзя принимать за смирение и готовность  одного человека пресмыкаться, угодничать, унижаться перед другим: «Есть святой поклон, идущий от уважения к образу Божию в ближнем. И есть поклон порочный, поклон корыстный, человекоугодливый и одновременно человеконенавистный. Такого поклона просил сатана у Богочеловека, предлагая за него все царствия мира и славу их.

Сколько и ныне поклоняющихся для получения земных преимуществ! Те, которым они поклоняются, похваляют их смирение. А тех, кто не пресмыкаются - упрекают в гордыне. Будь внимателен, наблюдай: покланяющийся тебе, поклоняется ли из уважения к человеку, или же его поклон только потешает твою гордость для получения какой-нибудь выгоды» (Там же).

 

Категория: Христианская этика | Добавил: Виталий
Просмотров: 766 | Загрузок: 0 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 8
8  
Никто и не демонстрирует :-)

7  
Но если я не овечка, то не стоит и это демонстрировать. Надо просто вести себя как воспитанный человек и соблюдать правила приличного поведения везде - в храме, в коллективе, дома, в общественных местах..., не выдавая обычную воспитанность за главную христианскую добродетель. используя приемы, описанные выше....
PS Юля, это я о себе, ибо точно не овечка, хотя порода, пожалуй одна, только род другой smile

6  
Бе-бе-бе...

5  
Лучше каяться в отсутствии смирения и молить Отца Небесного о даровании оного, чем изображать овечку, будучи...

3  
Потому, лучше молиться Господу о ниспошлении благодати, чем испытывать Его терпение.
"а люди все равно осудят. что за ложное смирение, что за истинное..."
Это точно.

2  
Я понял святителя Игнатия так, что истинное смирение - дар Духа Святого. А зачем изображать то, что не дано по благодати? Бога ведь не обманешь, а люди все равно осудят. что за ложное смирение, что за истинное...

4  
:-)

1  
Следовательно, по наставлению Святителя Игнатия, если человек не может принять истинное смирение, то это лучше, чем принимать ложное смирение? Или я не так поняла?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018