Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 21.10.2018, 07:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Христианская этика

Лекция 4. Заповеди блаженства. Ч.5
15.02.2011, 07:51

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Первые четыре заповеди блаженства полностью относятся к внутреннему миру личности, к тому, в каком состоянии душа предстаёт перед Творцом. Пятая же заповедь содержит внешнее проявление её, то, как мы относимся к другим людям.

Словом «милостивый»  переведено греческое элеимонес -  милосердный, милостивый, сострадательный. Его еврейский эквивалент - производное от хесед (условно можно перевести как «добро, совершенное другому человеку не по обязанности») означает не только сочувствие и помощь человеку, попавшему в трудное положение, но и способность войти в его положение так, чтобы видеть мир его глазами, обдумывать проблемы его умом, и чувствовать его чувствами.

В таком значении это слово встречается  в Ветхом завете более двухсот раз. Его применяет пророк Осия, передавая слова Бога, обращённые к народу Израиля: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6.6.). Его повторяет Христос обращаясь к иудеям: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф. 9,13), «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Мф. 12, 7).  

Милостивые  люди, это те,  кто всем своим существом способен отозваться на боль и невзгоды другого человека, кто сочувствует (сострадает) ему, жалеет и всячески стараются помочь. В русском языке для обозначения милосердия раньше использовалось слово «благоутробие» - внутренняя, сердечная доброта, милосердие, сострадание, проявленное по отношению к нуждающемуся в нем.

Вот как сказал о сострадании митрополит Сурожский  Антоний:

«Много раз мы читаем в Евангелии о том, как Господь сотворил чудо: исцелением ли души преобразив чью-то жизнь или исцелив, сделав целым тело и разум человека. И когда мы задаём себе вопрос: что побуждало Его на это, откуда Он черпал бесконечное терпение и силу на такие дела? - Евангелие отвечает нам всегда одним и тем же словом: сострадание.

Сострадание - не жалость: это способность сострадать, понести страдание вместе с другим человеком, разделить чью-то муку, разделить чью-то боль. Разумеется, мы не можем поставить себя на место другого человека и в полную меру пережить его или её страдание. Но мы можем дать этой чужой боли пронзить наше сердце, чтобы страдание, которое происходит у нас на глазах, потрясло нас до самых глубин. Но для этого у нас должно быть открытое сердце, сердце, готовое быть уязвлённым, раненным; мы должны сами быть готовы на страдание.

Поэтому нам с таким трудом даётся пережить подлинное сострадание: сострадание не по выбору, когда мы отзываемся на боль одних, а других отвергаем; не такое сострадание, которое обращено только на тех, кого мы любим естественной любовью, а такое, которое способно охватить, обнять и тех, кто ненавидит нас, кто нам чужд совершенно и во всем.

Христос мог каждому, кто приходил к Нему, сказать: Ты весь во грехе, ты зол; ты не поступаешь по-Божьи и поэтому у Меня нет ничего общего с тобой. Я безраздельно с Богом, во Мне нет греха — какая может быть связь между тобой и Мной?. А связь Его с нами — именно эта милосердная, сострадательная любовь, ради которой Христос взял ответственность за человеческий грех и его последствия, как за Свои собственные; поистине Он принял на Себя все последствия человеческого греха - душевную муку, физическое страдание, ужас непонимания, отверженности, предательства, даже до предельного, последнего ужаса смерти от потери Бога: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?»

Мы неспособны на такое величие, но когда мы оказываемся перед лицом чужого страдания, готовы ли мы хотя бы принять на себя ту боль, которую оно может нам причинить, если мы только согласимся сострадать? Мы так часто замыкаемся перед лицом боли и муки даже самых близких, самых родных. Мы защищаемся внутренне - только бы не отозвалось сердце! — потому что не хотим, чтобы через сострадание чужая боль, беда, мука потрясли нас до изнеможения.

Но в то же время нет другого пути, если мы хотим строить человеческие взаимоотношения, которые были бы достойны нас самих и достойны Бога. Люди, окружавшие Христа, были не просто грешниками: они также были проблемой для всех окружающих, нарушая их душевное равновесие и мир. И с такой лёгкостью мы стараемся отстранить, исключить, отделаться от людей, которые вторгаются либо в наш материальный комфорт, либо в наш мир душевный — как бы мало у нас его ни было.

Христос так не поступал: Он принимал. И тогда страдание каждого становилось Его страданием, душевная мука каждого становилась Его личной мукой. И, приняв чужое страдание в самые Свои глубины, Он из этих глубин мог произнести державные слова, такие слова, которые исцеляли, которые преображали жизнь человека.

Задумаемся над сегодняшним евангельским рассказом об исцелении бесноватых и над столькими евангельскими рассказами об этом Христовом сострадании, об этой распятой, жертвенной любви Христовой, и поставим перед собой вопрос: Христовы ли мы, относимся ли мы к миру по-Христовому, поступаем ли мы по-Христовому? Или хотя бы стремимся ли мы к этому искренно: если не всем сердцем, то хотя бы всей решимостью? И если нет, то поставим себе другой вопрос: как можем мы стоять перед Богом и перед людьми, лживо называя себя Христовыми учениками?

В каждом из нас есть свет; в каждом из нас есть сострадание, чуткость; каждый из нас способен отозваться на страдание близких и любимых. Откроем же глубже наши сердца тем, кого мы любим, и тогда мы сумеем, станем способными открыть наши сердца и тем, кто иначе был нам чужд, и обнаружим, что через сострадание они стали любимыми, близкими, родными нам в Боге. Аминь!»

 «О сострадании».

 

В каких добрых делах прежде всего проявляется наше милосердие? Ответ на этот вопрос дал Сам Христос:

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25,31-46).

 

Господь предписывает своим последователям накормить голодного,  напоить жаждущего,  одеть имеющего нужду в одежде,  посетить находящегося в темнице, проведать больного,  принять в дом и дать отдых страннику. Необходимо помогать не из тщеславия и самолюбию, не из желания услышать благодарности или получить награду от Бога, а из искренней любви к ближнему!

Помогать следует так, чтобы при этом не унизить, не оскорбить человека, которому хотим оказать милость. «Если кто даёт не с таким расположением, то лучше не давать, ибо это не милостыня, а напрасная трата...», сказал  святитель Иоанн Златоуст. А если ещё и будешь «трубить» о своих добрых делах, то тщеславие соединишь с лицемерием.

Особенно важно помнить об этом тогда, когда между тобой и «облагодетельствованным» произойдёт ссора или установятся враждебные отношения.  Стоит начать перечислять свои добрые дела по отношению к нынешнему «недругу» и сетовать на его неблагодарность, как мгновенно обнаруживается вся тщеславная пустота нашего милосердия.

Дела милосердия могут быть не только материальными, но и духовными: сказать доброе слово, показать пример, дать совет в затруднении и опасности, утешить в печали, простить обиды и т.п. Если не можешь непосредственно оказать помощь человеку, вспомни совет св. Серафима Саровского: «Если не имеешь при себе ничего, что мог бы дать нищему, помолись Господу о нем».

Молиться возможно обо всех людях, в том числе и о тех, кто не знает Бога.  Блаженный Августин говорил: «Если я плачу о том, чья душа оставила его тело, тем более я должен плакать о том, чью душу оставил Бог».

Категория: Христианская этика | Добавил: Виталий
Просмотров: 373 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018