Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 23.02.2018, 21:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 10. Основные направления в христианстве. Часть 1.
14.03.2011, 20:51


I. Православие

Слово «православие» является переводом греческого «ортодоксия», («правильное учение»).

Особенности вероучение

Божественное Откровение включает в себя Священное Писание (Библия) и Священное Предание. К последнему относятся:

-  символы веры древнейших поместных церквей,

- тексты литургий,

- «Правила апостольские»,

- деяния  семи Вселенских и некоторых поместных соборов,

- «Акты мучеников»,

- творения отцов и учителей церкви,

- древняя практика церкви, касающаяся священных времён (посты, праздники и т. п.), священных мест,  обрядов и т. п.

 

Признаками истинности Священного Предания в Православии являются:

-  согласие со Священным Писанием;

- происхождение от апостолов и признание древними церквами, основанными ими;

- признание в качестве апостольского учения отцами и учителями Церкви III-V веков. 

 

Основные догматы включены в Православный Символ веры

Символ Веры состоит из двенадцати членов:  1-й содержит догмат о Боге Отце, со 2 - го по 7-й - о Боге Сыне, 8-й - о Боге Духе Святом, 9-й - о Церкви, 10-й - о крещении, 11-й и 12-й - о воскресении мёртвых и о вечной жизни:

 

Символ Веры на церковнославянском языке

Символ Веры на русском языке

1-й. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2-й. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша;

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;

Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;

4-й. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

5-й. И воскресшаго в третий день, по Писанием;

И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).

6-й. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;

И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца;

7-й. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И опять имеющего придти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.

8-й. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

9-й. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

(Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.

10-й. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Исповедую одно крещение во оставление грехов.

11-й. Чаю воскресения мертвых.

Ожидаю воскресения мертвых.

12-й. И жизни будущаго века. Аминь.

И жизни будущего века. Истинно так.

 

Православное вероучение содержит догмат о почитании икон, принятый на VII Вселенском соборе (787 год). Этот догмат определяет:

- основание для почитания икон - Предание церкви;

- бесспорный образец -  почитание Креста Господня;

- места, где полагается изображать и держать иконы (храмы, священные сосуды и одежды, на стенах и досках, в домах и на путях);

- материалы для икон (краски, смальта и т.п.);

- объекты изображения (Господь и Бог Иисус Христос, Пресвятая Богородица, ангелы и святые); при этом честь отдаваемая образу восходит к первообразу и «покланяющийся иконе поклоняется существу изображённого на ней»;

- форма почитания - «лобызанием и почитательным поклонением (греч. проскинес - ВК), не истинным, по вере нашей, Богопоклонением (греч. латрейя – ВК), еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию» .

- религиозный смысл почитания (в духовном усилии, взирая на образ, вознести внимание к его источнику - невидимому Первообразу);  икона становится при этом видимым символом невидимого мира, его «печатью», «вратами» в него.

 

VII Вселенский Собор утвердил также догмат почитания мощей святых.

 Согласно учению Церкви, мощи являются носителями благодатных сил, которые могут подаваться Богом верующим через останки святых:

 «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

Святой («угодник Божий») – человек, который при жизни преодолел склонность своей природы к греху, пребывает после кончины на небесах и молится перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле.

В православии почитаются как святые:

апостолы - ученикиХриста; 
святители – святые архиереи (епископы);
преподобные - постники, отшельники и т.п. (как правило, монахи); 
блаженные - «Христа ради юродивые»; 
мученики; 
священномученики; 
преподобномученики; 
исповедники; 
преподобноисповедники ;
страстотерпцы (пострадавшие от нечестивых единоверцев); 
новомученики (пострадавшие за веру в годы гонений на религию в XX веке); 
равноапостольные (крестители народов и др.); 
святые праведные.

 

Особенности культа.

Православное богослужение совершается торжественно, в строго определённом  порядке – чинопоследовании (последовании).  Чин богослужения изложен в специальной книге -  «Типикон» (греч. «Устав»).

Устав предусматривает чередование церковных служб, в котором выделяются три круга богослужений - суточный, недельный и годовой.

 

Суточный круг богослужений.

Включает девять служб, совершаемых на протяжении суток:

1. Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Содержание её -  благодарение Бога за прожитый день.

2. Повечерие - служба, в которой верующие просят у Господа прощения грехов, дарования им, «на сон грядущим» (идущим), покоя телу и душе, охранения во время сна.

3. Полунощница – служба, совершаемая в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. В ней верующие призываются быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно.

4. Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой верующие благодарят Бога за прошедшую ночь и просят у Него милостей на день наступающий.

 

Несколько  служб  в  Православном  богослужении  именуются  часами. Они напоминают об особых моментах последнего дня земной жизни Иисуса Христа:

5. Первый час, соответствующий нашему шестому часу утра, напоминает о том, что в это время Господь был приведён на суд прокуратора Иудеи Понтия Пилата (Мф.27, 11-30).

6. Третий  час,  соответствующий  нашему  девятому  часу  утра, напоминает о страстях Спасителя.

7. На  шестом  часе,  соответствующем  нашему  двенадцатому часу дня, вспоминают шествие Спасителя на казнь, распятие Его и   крестные   муки   (Лк.23,   26-38).

8. На  девятом  часе,  соответствующем нашим 15 часам, вспоминают предсмертные страдания и смерть Христа (Мф.27,33-54).

Эти восемь служб являются, по сути, подготовительными к главной службе богослужебных суток - Литургии, в ходе которой совершается таинство Причащения.

 

Все церковные службы в древности совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Впоследствии, в приходских храмах, для удобства верующих, они были соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

Сейчкас в Русской Православной церкви службы повечерия и полунощницы в течение года совершаются только в монастырях.

Кроме богослужений суточного круга по нуждам верующих совершаются особые службы – требы. Они существуют почти на все случаи жизни. Наиболее распространенные из них -  панихиды (молитвы по умершим) и  молебны -  просительные, благодарственные, на освящение дома, воды и т.п.

 

Недельный круг богослужений.  

Каждый день недели посвящён какому-либо важному церковному событию или особо почитаемому святому:

В воскресенье - Церковь вспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник - прославляются небесные силы,  ангелы.

Во вторник - прославляется величайший из пророков Иоанн, Предтеча (предшественник,  своей деятельностью подготовляющий путь кому-нибудь) и Креститель Христов.

В среду вспоминается предательство Спасителя Иудою и совершается служба в память Креста Господня. В этот день верующие соблюдают пост.

В четверг прославляются  Апостолы и Святитель Николай Чудотворец.

В пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня. В этот день верующие также соблюдают пост.

В субботу – прославляется Богородица и все святые. Также поминаются христиане, усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

 

Годовой круг богослужений.

Богослужебный год начинается 1-го сентября по старому стилю (14 сентября по новому). Каждый день в году посвящается памяти тех или иных святых, а также особым священным событиям – праздникам и постам.

Самым большим праздником для православных христиан является Пасха «Светлое Христово Воскресение», «Праздников праздник и Торжество из торжеств». Пасха отмечается в первый воскресный день после первого полнолуния после весеннего равноденствия - не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.). Весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Восемь праздников установлены в честь Иисуса Христа (Господские), четыре -  в честь Божией Матери (Богородичные). По общему числу они именуются двунадесятыми.

По дате празднования их  делят на неподвижные или непереходящие, которые отмечаются каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные или переходящие, которые совершаются в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в зависимости от даты празднования Пасхи.

Переходящие (подвижные) праздники (здесь и далее даты по новому стилю):

Вход  Господень в Иерусалим или Вербное Воскресение. Празднуется в последнее воскресенье перед Пасхой, между 15 марта и 18 апреля.

Вознесение Христово празднуется в сороковой день после Светлого Христова Воскресения, между 30 апреля и 3 июня,  в четверг.

Сошествие Святого Духа на Апостолов - Пятидесятница или Троицын День. Празднуется в пятидесятый день от Пасхи, или спустя 10 дней по Вознесении, между 10 мая и 13 июня, всегда в воскресный день.

 

Непереходящие (неподвижные) праздники:

Господские.

Рождество Христово  -7 января.

Богоявление или Крещение Иисуса Христа в Иордане -19 января.

Сретение Господне  - через 40 дней после Рождества Христова - 15 февраля.

Преображение Господне  - 19 августа.

Воздвижение  Креста Господня - 27 сентября.

Богородичные

Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря.

Благовещение Пресвятой Девы Марии  = 7 апреля.

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа.

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 1430 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018