Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 26.05.2018, 06:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 10. Основные направления в христианстве. Часть 2
14.03.2011, 20:54

Церковная организация.

В православном представлении к Церкви принадлежат не только ныне живущие люди, но и те, кто уже пребывает в жизни вечной. Поэтому можно говорить о том, что единая Церковь как бы подразделяется на «Церковь небесную» (Торжествующую) и «Церковь земную». 

Две части единой Церкви связаны между собой в одно целое общим главой - Господом и Богом Иисусом Христом. Между Церковью небесной и Церковью земной существует постоянное духовное общение.

Земная Вселенская Православная церковь в настоящее время складывается из 15 независимых (автокефальных) поместных церквей, объединяющих около 200- 300 млн. православных христиан: 

Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Православная Церковь в Америке.  

 

Крупнейшая из поместных церквей - Русская Православная (Московский Патриархат) во главе со Святейшим патриархом Кириллом (с 1 февраля 2009 года).

Автономной частью РПЦ является Украинская Православная церковь, возглавляемая Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины.

Кроме УПЦ в Украине действуют и другие религиозные организации, придерживающиеся православного вероучения и культа, но не признанные другими православными церквями. Среди них крупнейшими являются УПЦ КП (Украинская Православная Церковь – Киевский Патриархат во главе с патриархом Филаретом), провозгласившая отделение от Русской Православной церкви в 1992 году, и УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь, воссозданная в 1989 году), возглавляемая митрополитом Мефодием (Кудряковым).   

Православные христиане делятся на священнослужителей (клир) и мирян (прихожан). Среди священнослужителей есть своя иерархия,  ступени которой именуются чином или саном. Их три: Епископы – Священники – Диаконы:

1. Епископы

Составляют высший чин в Церкви. Считаются преемниками учеников Иисуса Христа. Апостолы, основывая церковные общины, назначали первых епископов, которым через рукоположение передавали благодать Святого Духа.  В свою очередь, те рукополагали преемников, и эта цепочка, согласно церковному учению,  продолжается непрерывно две тысячи лет.

Епископов называют также архиереями, т. е. «начальниками иереев» (священников). Они управляют отдельными церковными территориями – епархиями.

Епископы могут совершать все церковные службы. В том числе и посвящать (рукополагать) в священнослужители, чего не могут делать священники и диаконы. В помощь епископу иногда даётся другой епископ, называемый викарием (наместником).

Старейшие и наиболее заслуженные из епископов именуются архиепископами. Столичных  епископов называют митрополитами (от греческого «митрополия» столица).

Епископы древних христианских столиц: Иерусалима, Константинополя (Царьграда, нынешнего Стамбула), Александрии, Антиохии, а с 1598 года и Москвы, называются патриархами.

По степени священства («благодати») все епископы между собою равны.

 

2. Священники (по-гречески «иереи») или пресвитеры ( греч. «старший»).

Священники могут совершать, с благословения епископа, все церковные службы, кроме архиерейских. Более достойным и заслуженным священникам даётся звание протоиерея, т. е. «главного (старшего) иерея».

 

3.  Диаконы (по гр. «служители»)

Диаконы помогают епископу или священнику при богослужениях, но сами совершать их не могут. Участие диаконов в богослужении не обязательно, а потому во многих церквах служба происходит без них. Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона - «первенствующего среди диаконов». 

Кроме трёх священнических чинов, в Церкви существуют ещё низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики или чтецы,  пономари ( от греч. парамонарь - приставник, привратник). Они, принадлежа к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство Священства, а только по архиерейскому на то благословению.

Священнослужители для совершения богослужений должны облачаться в особые священные одежды. Они изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украшаются крестами. Диакон облачается в стихарь – длинную одежду с широкими рукавами. На левом плече он носит длинную широкую ленту - орарь. На руки надевает поручи, охватывающие запястья.

Священник облачается в подризник - длинную светлую одежду с узкими рукавами. Сверху на неё надевается епитрахиль – сложенный и сшитый вдвое орарь. Кроме поручей священнику положен пояс. За особые заслуги ему даётся палица ромбической формы и прямоугольный набедренник, которые носятся подвешенными через плечо с левой и правой стороны. Поверх всех одежд надевается риза (фелонь). На облачении и домашней одежде священник носит наперсный крест. На голову надевается небольшая матерчатая шапочка - скуфья, либо даваемая за отличие камилавка – высокая бархатная шапка.

Епископ облачается в одеяния священника. Но вместо фелони ему положен саккос («царская одежда»), на который накладывается омофор - длинная широкая полоса, украшенная крестами. На голову надевается митра - символ короны и тернового венца одновременно. В руках епископ, подобно пастырю, держит жезл или посох.

Христианская община, подчинённая ведению священника, называется его приходом. В приходе существуют Приходское собрание, которое принимает решения по административным и хозяйственным делам, и Приходской совет, куда кроме священника входит староста, его помощник и казначей. Каждая община, хотя и самостоятельна, но, тем не менее, подчиняется благочинному (священнику, старшему в церковном округе) и епископу своей епархии.

 

Монашество.

Ещё в апостольские времена особо ревностные христиане, желая вы­полнить слова Иисуса Христа: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мк. 8,34), оставляли свои семьи и дома, удалялись от населённых мест и проводили жизнь в постоянной молитве, посте и труде. Их стали называть «монахами», от греческого монахос – «одинокий».

Со временем монахи стали объединяться в общины - монастыри. Все члены общины должны были выполнять различные ра­боты - послушания. Их заработок шёл в общую монастырскую кассу.

Постепенно вырабатывались определённые правила монастырской жизни – уставы. Они  имели свои особенности в разных монастырях, прежде всего, в восточных и западных. На Востоке монастыри назывались киновиями (греч. - общежитие), а самые крупные из них, насчитывавшие сотни монахов – лаврами (греч. - улица, многолюдный монастырь). 

В Православной церкви монастыри возглавляются настоятелями или игуменами.

В Русской Православной церкви монашество возникло вскоре после принятия христианства на Руси при князе Владимире Великом.  Основателями одного из первых монастырей – Киево-Печерского были святые Антоний и Феодосии, жившие в пещерах близ древнего Киева. 

 

 

II. Католицизм.

 

Особенности организация.

Католическая церковь в настоящее время насчитывает около 1 млд. 200 млн. приверженцев, признающих над собой верховенство папы Римского. Полный титул главы всех католиков звучит так:

«Епископ Рима, Викарий Христа, Преемник князя апостолов, Глава Вселенской Церкви, Великий Понтифик, Примас Италии, Архиепископ и митрополит Римской провинции, Суверен государства-города Ватикан, Раб рабов Божьих».

Избирают Римского папу двумя третями голосов кардиналы – высшие духовные лица католической Церкви (их всего около 250 человек). Избрание происходит на особом заседании, которое называется конклав (на латыни означает «с ключом»). По древнему обычаю кардиналов закрывают в помещении, выйти из которого они могут только тогда, когда изберут нового Римского папу. Чтобы побудить кардиналов к скорейшему избранию нового главы церкви, им каждый день дают пищу во все меньшем количестве и все худшего качества.

Папа руководит Католической церковью при помощи своего рода правительства - Римской курии. В ней есть подразделения, называемые конгрегациями. Они осуществляют руководство определёнными областями церковной жизни. Римская курия является правительством государства Ватикан –  резиденции высшего духовного руководства Католической церкви. 

Ватикан находится в центре столицы Италии - городе Рим и занимает площадь 44 гектара. Государство имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. Ватикан признан абсолютным большинством государств мира и имеет с ними дипломатические отношения. Он широко представлен в различных международных организациях.

Католическое священство, как и православное, делится на три чина. Обязательным условием для рукоположения в священники и епископы является обет безбрачия – целибат. Священнослужители входят в состав различных монашеских орденов, подчиняющихся непосредственно Римскому папе.

Самый древний монашеский орден – бенедиктинцы (основан в VI веке св. Бенедиктом Нурсийским), девиз которого - «ora et era» - «молись и трудись». Известны также «нищенствующие монахи» францисканцы (орден основан в XII веке св. Франциском Ассизским); доминиканцы (орден возник по инициативе св. Доменика Гусмана в XII веке для борьбы с ересями); иезуиты («орден Иисуса»,  основан в XVI веке испанским дворянином Игнатием Лойолой) и другие, в том числе и женские. Всего в Католической церкви сейчас насчитывается около 140 орденов.

В Украине католики представлены Римо-Католической церковью и Украинской Греко-католической церковью (глава - кардинал Любомир Гузар).

 

Особенности вероучения.

Католицизм разделяет с православием основные положения христианского вероучения, признавая в качестве Божественного Откровения Священное Писание и Священное Предание. Но, в отличие от Православия, Католическая церковь считает последнее вторичным и вспомогательным.

В Священное предание включены правила не только первых семи Вселенских соборов, но и четырнадцати следующих за ними, которые также считаются вселенскими. Последний из таких Соборов  (Второй Ватиканский) проходил в 1962-1965 годах.

Кроме соборных решений  к Священному преданию католики относят папские послания и постановления. В силу этого Католическая церковь продолжала принимать новые догматы и после VII Вселенского собора. К числу таковых относятся:

1. Догмат о «филиокве» - исхождении Духа Святого не только от Бога Отца, но и Бога Сына.

2. Догмат о чистилище, месте между раем и адом, где находятся души, не отягчённые смертными грехами.

3. Учение о «сверхдолжностных» заслугах отдельных людей, которые пополняют общецерковную копилку («запас») «добрых» дел. Церковь имеет право распоряжаться этим наследством. Одной из форм такого распоряжения долгое время были индульгенции (лат. «милость»).

4. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии, освобождённой таким образом от власти первородного греха. Был принят в 1854 году, а в 1950 году дополнен догматом о телесном вознесении Богородицы после завершении её земного пути. В 1964 году Пресвятая Дева Мария была официально провозглашена «Матерью церкви».

5. Догмат о верховенстве папы Римского над всеми христианами и его непогрешимости в области вероучения, принятый на I Ватиканском соборе (1869-1870).

 

Особенности богослужения.

В Католической церкви существуют несколько богослужебных обрядов: латинский, другие западные и восточные литургические. Наиболее распространённым является латинский обряд.

В суточном круге (цикле) центральное место занимает месса, аналог православной литургии. Месса состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Верующие причащаются хлебом, либо хлебом и вином (для священников причастие под двумя видами – обязательно).

 

В недельном круге (цикле) каждый день посвящён какому-либо святому или событию:

Воскресенье - Воскресению Христову и Святой Троице

Понедельник - Святому Духу и душам в чистилище

Вторник - Святым ангелам

Среда - Святому Иосифу

Четверг - Святым Дарам

Пятница - Страстям Христовым и Его Святому Сердцу

Суббота - Пресвятой Богородице и её Непорочному Сердцу.

 

Годовой цикл Богослужения начинается с первого дня адвента – Рождественского поста (обычно это четвёртое воскресенье от Рождества, выпадающее на  период с 27 ноября по 3 декабря).

Каждый месяц года имеет своё посвящение: январь - Иисусу, февраль- Святому семейству, март - Святому Иосифу Обручнику, апрель - Святым Дарам, май - Пресвятой Богородице, июнь - Святому Сердцу Иисуса, июль - Пречистой Крови Христовой, август - Непорочному Сердцу Богородицы, сентябрь - Семи скорбям Марии, октябрь - Розарию («Венец из роз») Пресвятой Богородицы (молитвы, открытые Девой Марией св. Доминику и читаемые с использованием чёток), ноябрь - Поминовению усопших, декабрь - Непорочному Зачатию.

 

Богослужебный год включает подвижные и неподвижные праздники. Среди них выделяются предписанные (обязательные) праздники. В их число входят все воскресные дни года, а также  10 торжеств, которые могут совпадать с воскресными днями:

8 декабря - Непорочное Зачатие Девы Марии

25 декабря - Рождество Христово

1 января - Торжество Пресвятой Богородицы

6 января - Богоявление

19 марта - Св. Иосифа Обручника

40-й день после Пасхи - Вознесение

60-й день после Пасхи - Пресвятых Тела и Крови Христовых

29 июня - Свв. апостолов Петра и Павла

15 августа - Успение (Взятие на Небо) Пресвятой Девы Марии

1 ноября - Всех Святых.

Наиболее торжественно отмечаются два праздника -  Рождество Христово и Пасха. Их относят к категории «Торжество с октавой» (т.е. праздник длится 8 дней).

Свои особенности в католицизме имеет устройство культовых зданий – храмы. Преобладающим культовым элементом являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Иконы присутствуют, но не являются объектом поклонения, как в Православии. Во всех католических храмах на стены помещены четырнадцать икон, изображающие различные этапы «Крестного пути Господня». Иконостас отсутствует и все происходящее в алтаре во время богослужение открыто взорам молящихся. В отличие от православного богослужения в католичестве используется инструментальное сопровождение (орган или фисгармония).

Во время богослужения верующие сидят и встают только при пении определённых молитв. Крестное знамение совершается, чаще всего,  пятью перстами слева направо, что символизирует пять ран Христа.

До Второ&

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 930 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018