Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 21.04.2018, 19:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 10. Основные направления в христианстве. Часть 3.
14.03.2011, 20:56

III. Протестантизм

Название этого направления в христианстве происходит от латинского «protestation» - провозглашение, торжественное заявление. Отцом протестантизма считается монах-августинец Мартин Лютер (1486 - 1546) , профессор Виттенбергского университета. 31 октября 1517 он выступил с 95 тезисами против индульгенций, которые вывесил на дверях Замковой церкви в Виттенберге.

В ходе полемики с католическими богословами Лютер выдвинул три догмата о спасении:

«Только верой» (sola fide), «только Писанием» (sola Scriptura), «только милосердием Божиим» (sola Gratia) ».

Позже к ним были добавлены ещё два – «только Христос» (sola Christus) как единственный посредник между Богом и человеком, и «только Богу слава» (sola Deo Gloria).

На основе этих догматов были сформулированы три главных принципа протестантизма:

1. «Всеобщее священство».

Отрицалось разделение церкви на мирян и духовенство и роль духовенства как  посредников  между человеком и Богом. Каждый верующий способен совершать богослужение, исповедовать и отправлять таинства.

2. «Дешевая церковь».

Упрощение и удешевление культовой деятельности. Богослужение сведилось главным образом к молитве, проповеди, пению псалмов, гимнов и чтению Библии на родном языке. Из семи таинств были оставлены только два: крещение и причащение. Отвергались молитвы за умерших, поклонение святым и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и икон. Лютер призвал «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии». Религиозные сооружения - храмы, молитвенные дома в значительной мере освобождались от пышного убранства, алтарей, икон, статуй, с них  снимались колокола.

 

3. «Мирской аскетизм».

Отвергалось монашество, как «уход от мира». Верующие призывались к добросовестному исполнению мирских обязанностей, рассматриваемых как служение и священный долг, скромности, простоте и самоограничению в повседневной жизни.

 

Лютер стал основателем первого направления в протестантизме – лютеранства. Сейчас лютеранами себя считают до 70 млн. человек.

Ещё более радикальная реформа Католической церкви была проведена Жаном Кальвином (1509 – 1564), основателем кальвинизма или реформаторства - второго направления в протестантизме.

Кальвин выдвинул учение о безусловном или абсолютном предопределении. Спасение человека обусловлено непостижимым Божественным избранием. Одни люди извечно предопределены к вечному блаженству в Царстве Божием, другие - к вечному проклятию.

Кальвин потребовал «убрать из церкви всё, что в Библии не требуется» - полного освобождения от христианской символики и максимального упрощение культа.

Ещё одно требование Кальвина - полное отделение церкви от государства и автономия церковных общин.

Учение Кальвина стремительно распространилось по Европе, а затем и за её пределы. Во Франции его сторонники стали известны под именем гугенотов, в Англии и Шотландии – пуритан и пресвитериан.

Автономия церковных общин привела в последующем к выделению из кальвинизма все новых и новых христианских конфессий.

Наиболее крупные из них в настоящее время:

1. Баптисты. Признают крещение только взрослых людей, принимаемое сознательно, по личной вере, при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни.

В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства. Наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих, конференциях. Богослужениями руководит выборный глава общины – пастор или пресвитер. 

Богослужения носят творческий характер и состоят из проповеди, пения в сопровождении музыкальных инструментов, импровизированных молитв (своими словами), идущих от сердца,  чтения духовных поэм и стихотворений. Баптисты отмечают праздники, связанные с поклонением Христу – Пасха, Рождество, Троица и др. 

Большое значение придаётся принципу коллективизма и взаимовыручки в жизни общины. Важное место занимает миссионерская деятельность. Итоги её ежегодно подводятся в  особый «День жатвы».

Во второй половине XIX века идеи баптистов стали распространяться в России. Под их влиянием стали создаваться общины евангельских христиан.

В настоящее время баптизм распространён в более чем в ста странах мира и насчитывает около 80 млн приверженцев. Они объединены во «Всемирный баптистский союз (альянс)», во главе которого стоят выборные президент и генеральный секретарь.

2. Адвентисты Седьмого дня. Выделились из баптизма в середине XIX века. В основе вероучения адвентистов лежат три догмата:

- Второе пришествие Иисуса Христа, скорый конец света и Страшный суд;

- необходимость внутреннего обновления человека для того, чтобы получить право войти в Царство Божие;

- почитание субботы.

Каждый адвентист должен вносить десятую часть доходов в церковную казну. Обязательной является миссионерская деятельность. Руководители общины – пресвитеры, а также все остальные служители избираются сроком на один год.

В настоящее время численность адвентистов около 8 млн. верующих.

3. Конгрегационалисты или индепенденты. Это течение возникло в Англии около 1580 года. Его сторонники отрицали необходимость не только Вселенской, но и общенациональной Церкви. Местные общины (конгрегации) должны быть полностью независимыми. Они избирают своих священников  – старейшин, проповедников, а также диаконов. В священнический сан может посвящаться женщины. 

Все конгрегации равны между собой и полностью самостоятельны. Они поддерживают взаимную связь с помощью синодов (или ассоциаций), образуемых из старейшин и других представителей локальных церквей. Цель синодов - установление дружественных и справедливых отношений между отдельными конгрегациями, сглаживание различий в вере и обрядности. Конгрегационалисты ежегодно созывают ассамблею, куда каждая местная церковь посылает своих представителей. Ассамблея избирает председателя сроком на один год, причём он может быть как священником, так и мирянином. 

Общая численность последователей конгрегационализма 3 млн. человек. Большая часть их проживает в Америке, в колонизации которой играли важную роль, начиная с 1620 года. В 1948 году был создан Международный конгрегационалистский совет.

3. Квакеры («Трепыхатели») Это течение отделилось от английских индепендентов в XVII веке. Официальное название – «Религиозное Общество Друзей». Отличительная черта квакеров - убеждение, что Бог пребывает в сердце каждого человека, непосредственно призывая его встать на путь, ведущий к совершенной жизни. Эти сокровенные отношения между Богом и каждым человеческим существом именуются «внутренним светом». Внешние свидетельства «присутствия Бога в человеке»: равенство всех людей; простота; честность; миролюбие.

Квакеры отказывались подчиняться законам государства и платить налоги. За это преследовались английскими властями и вынуждены были массово перебираться  в Америку, внеся значительный вклад в её колонизацию.

В настоящее время в мире насчитывается около 200 000 квакеров.

 

Третьим направлением в протестантизме стало  англиканство. Оно представляет собой соединение лютеранства с католицизмом. 

Начало Англиканской церкви положила церковная реформа короля Англии Генриха VIII (1509-1547), желавшего освободиться от власти Римского папы.  В результате главой церкви стал король. Он назначает епископов, созывает соборы, выносит окончательное решение по богословским вопросам. Сохранялась церковная иерархия  с тремя ступенями священства. На вершине священнической иерархии стоит архиепископ Кентерберийский. Он считается примасом - первым епископом. В настоящее время англиканство насчитывает до 40 млн. приверженцев, 2\3 из которых проживают в Великобритании.

 

Методисты.  Отделились в 1729 году от англиканства. Основатель методистской церкви  Джон Уэсли (1703-1791) создал «Общество для чтения Библии, молитвы и добрых дел». Целью его деятельности было провозглашено методическое (систематическое) изучение и исполнение Священного Писания. Особенностью методистов является скрупулёзное соблюдение религиозных предписаний, прежде всего касающихся нравственных норм.

Методисты считают, что среди верующих есть те, кто особо призван для проповеди Евангелия и духовного руководства. Они составляют особое методистское священство, включающее епископов и пресвитеров (суперинтендантов и диаконов).  Методисты сохранили в основном догматы и культ Англиканской церкви.

В настоящее время методисты насчитывают около 20 млн человек, проживающих в 87 странах (в США - 13 млн). Они объединены во Всемирный методистский союз.

 

Пятидесятники отделились от методистов в начале XX века. Пресвитер Чарльз Парем пришёл к выводу о том, что христиане утратили дар глоссалии – «говорения на разных языках». Для восстановления этого дара решено было дополнить богослужение обрядом возложения рук. После нескольких попыток одна из присутствующих стала говорить на непонятном языке, что было расценено как сошествие Святого Духа, подобное тому, что произошло на пятидесятый день после Воскресения Христа.

Последователи Ч. Парема создали свою организацию - Пятидесятники или Христиане Веры Евангельской. Вероучение их отличается двумя догматами:

- догмат о «рождении свыше», отвергающий учение об абсолютном предопределении. Пятидесятники утверждают, что Христос своей кровью искупил грехи всего человечества. Поэтому, чтобы спастись, необходимо уверовать в Христа и покаяться. Это и есть «рождение свыше».

- догмат о «крещении Духом Святым». Оно совершается Иисусом Христом во время богослужения и сопровождается наделением духовными дарами, прежде всего глоссалии. 

Пятидесятники не признают таинств. Из обрядов соблюдают крещение и хлебопреломление, причём последний имеет лишь нравственное значение.

В России движение пятидесятников начало распространяться накануне Первой мировой войны.  Несмотря на преследования властей, число его сторонников быстро возрастало. В середине XX века произошло объединение  советских пятидесятников с баптистами и евангельскими христианами в Церковь Евангельских Христиан-Баптистов. В современной Украине на базе этой конфессии образовалось несколько организаций, крупнейшие из которых:

-  Союз ЕХБ Украины;

- Всеукраинский союз христиан веры евангельской, который объединяет украинских пятидесятников.   

Сейчас общая численность пятидесятников в мире - около 50 млн. человек в 90 странах.

 

Общая численность приверженцев всех протестантских конфессий около 350 млн. Общим для них является признание двух догматов: о Троице и о Божественной природе Христа.

В протестантской среде в начале XX века возник экуменизм.

Экуменизм (греч. οκουμένη, «ойкумена, обитаемый мир)  - движение за всемирное христианское единение; в более узком значении - за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий.

Девизом экуменического движения стали слова св. Викентия Леринского (V век): «В главном - единство, во второстепенном - свобода, и во всем – любовь».

Экуменическое движение в современном его виде было оформлено на Всемирной ассамблее церквей в Амстердаме (1948). На ней был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ) – орган, объединяющий и координирующий деятельность участвующих в экуменическом движении церковных организаций.

РПЦ является участником ВСЦ с 1961 года.

 

IV. Древние восточные церкви.

Среди христианских конфессий особое место занимают т.н. Древние восточные церкви, отделившиеся от Вселенской церкви в период споров о природе Иисуса Христа (IV-VII века). Их приверженцы разделяются на несколько направлений:

1. Несториане. Получили название по имени константинопольского патриарха Нестория (V век), учившего, что Дева Мария родила человека Иисуса, к которому Божество присоединилось впоследствии и обитало в нем как в храме. Под воздействием Божества Иисус впоследствии, преодолев человеческую слабость, возвысился до Сына Божьего.

Несториане считают, что в лице Христа соединены  две ипостаси  и две природы (божественная и человеческая). У Него признается одна богочеловеческая воля.

Сейчас несториане живут в Иране, Ираке, Сирии, Индии. Несторианство является вероисповеданием Ассирийской (Сиро-Персидской) Церкви Востока и Маланкарской (Сирийской) православной церкови Индии.

2. Монофизиты. Считают, что в Христе человеческое начало поглощено божественным.  Поэтому они признают одну (божественную) природу Христа,  одну Его ипостась, и одну божественную Его волю.

К числу монофизитских относятся Армянская апостольская (григорианская) церковь, Сирийская православная (яковитская) церковь (включая Малабарскую сирийскую церковь Мар Тома в Индии), Коптская православная церковь (Египет и Эфиопия). Копты сохранили обряд обрезания. После крещения на руке наносится татуировка в форме креста.

3. Монофелиты. Верят в то, что в Христе одна ипостась, две природы, но только одна воля – божественная. Монофелитства придерживается Маронитская церковь в Ливане.

 

Часть Древневосточных церквей признала главенство Римского папы, сохраняя при этом особенности вероучения и культа.

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 1758 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1  
Спасибо за лекцию, приятно читать описание исторических событий, а ведь зачастую историю использую лишь для прикрытия своих убеждений, я протестантка и редко вижу дружелюбное отношение или объективное от православных братьев и сестер. Спасибо, что не называете в вашей статье протестантов сектантами.

2  
Я стараюсь избегать ярлыков в отношении кого-либо. И не берусь судить о том, кто праведен, а кто нет.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018