Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 23.02.2018, 21:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 1. Введение в религиоведение.
25.01.2011, 00:11

Лекция 1. Введение в религиоведение.

Религиоведение - отрасль знания, изучающая фе­номен религии.

 

1. Категория «религия»

 

В европейской цивилизации (культуре) термин «религия» распространяется с XVI века.

Семантика: от лат.

- religio – благочестие, благоговение, святость, богослужение, предмет культа;

- religare - связывать, соединять.

В литературе встречается  около 70 определений слова «религия».

Одно из наиболее кратких принадлежит русскому фило­софу князю Сергею Николаевичу Трубецкому (1862 – 1905): «Религия – «организованное поклонение сверхъестественным силам».

Наиболее распространенное религиоведческое определение:

Религиямировоззрение и специфические действия (культ), основанные на вере в су­ществование Бога (богов), мира сверхъестественного вообще.

Для религиозных систем, основанных на монотеизме (вере в Единого Бога) это определе­ние можно сделать короче:

Религия – «Вера в Бога и  поклонение Ему».

В других культурах (цивилизациях) совокупность явлений, охватываемых европейским словом «религия», передают другими понятиями.

Так, например, на санскрите (священном и литературном языке буддистов и индуистов) таким поня­тием является «дхарма» (закон, образец, порядок, учение, добродетель, мироздание).

На арабском языке, языке ислама, - это понятие «дин»,  означающее  веру в Аллаха и безусловную преданность Ему,

 

Основные подходы к изуче­нию религии:

Различные концептуальные подходы к изучению феномена  «религия»  можно свести к трем основным:

1. Атеистический, целью которого является не только изучение феномена религии, но и  формирование негативного отношения к нему.

2. Религиоведческий, целью которого является изучение феномена религии, а также различных религиозных систем, при равно отстраненном, в идеале толерантном, отношении к каждой из них.

3. Богословский (теологический), целью которого является рассмотрение феномена религии с позиции личного религиозного в рамках  конкретной религиозной системы.

 

В настоящее время в отечественном образовании утвердился религиоведческий подход.

 

Фундаментальное различие между атеистическим и богословским подходами лежит в отсутствии или наличии  у исследователя религиозной веры.   

 

 

 

 

II. Религиозная вера

Одно из общепринятых определений понятия «вера»:

Вера - принятие утверждений в качестве истинных единственно в силу субъективного непреложного внутреннего ощущения, которое не нуждается в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Можно дать более краткое и одновременно емкое  определение:

Вера – убежденность, не требующая доказательств.

Различают веру религиозную и нерелигиозную (В НЛО, обитаемость разум­ными существами иных миров, в способность человека познать все тайны мироздания и т.п.).

Отличительной чертой религиозной веры является признание без доказательств (или с доказательствами, не удовлетворяющими рационали­стическую критику) существования мира сверхъестественного (трансцендентного, «невиди­мого»), то есть нахо­дящегося за пределами человеческих органов чувств, недоступного им и, следовательно, человеческому разуму как инструменту познания.

Апостол Павел писал: «Вера … есть … уверенность в невидимом» («вещей обличение невидимых») (Евр. 11,1).

Греческое слово элэнхос, применённое в оригинале,  означает  доказательство, доказательство делом,  обличение, убеждение на основании чего-либо и т.д..

Святитель Иоанн, архиепископ Сан- Францис­ский (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, 1902-1989 гг.) писал:  

 «Во всех религиозных переживаниях есть одна правда, без которой нет ни религии, ни даже псевдорелигии.

Эта правда есть признание высшего мира и своей зависимости от него. В этом первич­ном смирении человеческой души – начало всех религий».

(Агония одиночества. Пневматология страха. Ч. III)

 

Во всех подходах к изучению феномена религии вера рассматривается  как свойство человеческой психики, как   психический феномен.

Различие заключается в представлении о природе человеческой психики (гр. «психэ» - «душа»)

В рамках атеистического и религиоведческого подходов  психика (душа) понимается как  продукт и свойство высокоорганизованной материи.

С точки зрения богословия душа  есть животворящее начало, бессмертная нематериальная сущность,  которая может существовать без тела и природа которой остаётся тайной.

Феномен религиозной веры нельзя понимать лишь как  «продукт и свойство высокоорганизованной материи».

Религиозная вера обладает рядом существенных особенностей, выделяющих ее из ряда других психических свойств человека.

 

Богословие об особенностях религиозной веры

 

1. Вера – личная  связь человека с Богом.

Датский философ Серен Кьеркегор (1813 – 1855) утверждал, что вера - феномен, «согласно которому единичный индивид в качестве единичного стоит в абсолютном отношении к абсолюту». (Страх и трепет., М., 1993 – С.109).

Если сказать проще, вера  - личная связь отдельного человека с Богом.

Утрата веры - разрыв связи человека с Богом. 

 

2. Вера - источник духовной жизни. 

В Библии сказано о том, что создав первого человека, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).

Божественное «дыхание»  связало человека с Творцом, миром невидимым, наделило духовной жизнью, которой не обладают животные.

 

Человек – единственное создание Божие, принадлежащее одновременно двум мирам – Небесному и Земному.  Из Небесного  он воплощается,  «рождается» на Земле, сохраняя духовную связь с Небесным Отечеством» – религиозную  веру, духовную  «пуповину».

Образно религиозную веру (далее просто веру) веру можно уподобить «нити Ариадны», которая позволила афинскому герою Тезею победить Минотавра и выйти из лабиринта.

С точки зрения верующего человека, жизнь без религиозной веры лишена высшего смысла. По сути, она является существованием, подобным существованию на­ших братьев меньших.

 

3. Вера – «душа  религии».

Если уподобить религиозную систему человеческому организму, то вера – ее душа. Все остальное (догматы, культ, этические нормы и т.д.) – оболочка, «тело». Религиозность без веры подобна  телу, лишенному животворящей души.

Исследователя, не обладающего религиозной верой, можно уподобить с музыковедом, лишённым от рождения слуха.

Известный религиозный философ о. Сергий Булгаков, (1871 - 1944): «Неверующий человек, изучающий историю религии, подобен евнуху, который сторожит чужой гарем».

 

Возникает вопрос:  Почему одни люди обладают религиозной верой, другие – нет? Однозначного ответа на него нет.  В христианском богословии существует два основных  его варианта:

1. Бог избирает сам, кому даровать веру. Существует Божественное предопределение каждого человека к спасению или гибели. Так полагали Аврелий (Блаженный) Августин (354 - 430) и  Мартин Лютер (1483 – 1546). Жан Кальвин (1509 – 1564) пошёл далее и утверждал  о наличии  «безусловного предопределения».

2.. Бог любит всех и дает Свои дары  всем людям и каждому человеку в отдельности.

«Он благ и к неблагодарным и злым» ( Лк. 6,35).  Но одни люди принимают эти дары, другие их отвергают.

В этом заключается высшее право, дарованное Творцом человеку – право свободы.

Общее для двух вариантов ответов:  вера – дар Божий или Благодать.

Библия утверждает что «Бог есть Свет» (1Иоан.1:5). В христианских песнопениях Христос именуется «Солнцем Правды», «нашим Светом» (Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы).  Подобно солнечному свету благодать Божия, дар веры изливается на все Творение.

Солнечный свет льется во все окна. Но можно закрасить стекла и он не проникнет внутрь.  Когда наша душа чиста – она  открыта для принятия Божественной благодати. Но можно замарать ее, покрыть коростой, закрывающей душу подобно футляру Но можно и очистить ее, открыть путь благодатному лучу, вновь связывающему нас с Богом. 

Но как обрести веру тому, чья религиозность только пробуждается и пытается пробиться, к Свету? Как укрепить ее? Как обрести (стяжать)  благодать?

Необходимо:

Во-первых, бескорыстно, без самовосхваления  совершать  добрые дела.

Во-вторых, обращаться к Богу, прося у Него веру.

« Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 7-11).

Третий и самый великий царь Израиля Соломон  просил Бога не богатства и славы, но только «премудрость и знание».

В ответ на эту просьбу Господь даровал ему «премудрость и знание» и «сердце… разумное» (2 Пар. 1:10—12; 3 Цар. 3:12; 4:30, 31).

 3. В третьих, необходимо регулярно читать  Священное Писание.

 

Святитель Антоний (Сурожский) (1204 – 1203), один из выдающихся архипастырей XX века, вспоминая о своём детстве, писал, что он, как и его сверстники из семей русских эмигрантов первой волны, был совершенно равнодушен к вопроссам веры. Обеспокоенный этим директор гимназии пригласил на встречу с детьми о. Сергия Булгакова:

« И всё было действительно хорошо; только, к сожалению, отец Сергий Булгаков говорил слишком громко и мне мешал думать свои думы; и я начал прислушиваться, и то, что он говорил, привело меня в такое состояние ярости, что я уже не мог оторваться от его слов; помню, он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве. Он был замечательный богослов и он был замечательный человек для взрослых, но у него не было никакого опыта с детьми, и он говорил, как говорят с маленькими зверятами, доводя до нашего сознания всё сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость – все рабские свойства, в которых нас упрекают, начиная с Ницше и дальше. Он меня привел в такое состояние, что я решил не возвращаться на волейбольное поле, несмотря на то, что это была страсть моей жизни, а ехать домой, попробовать обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу с этим, потому что было совершенно очевидно, что он знает свое дело, и, значит, это так…

И вот я у мамы попросил Евангелие, которое у нее оказалось, заперся в своем углу, посмотрел на книжку и обнаружил, что Евангелий четыре, а раз четыре, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база; Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я, – для римского молодняка. Этого я не знал – но Бог знал. И Марк знал, может быть, когда написал короче других…

И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. Со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете, когда идешь – и вдруг повернешься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади. Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос… И это было настолько разительное чувство, что мне пришлось остановиться , перестать читать и посмотреть. Я долго смотрел; я ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было то же самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно. Помню, что я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут - значит, это воскресший Христос. Значит, я знаю достоверно и лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит, всё, что о Нем говорят, – правда. Это того же рода логика, как у ранних христиан, которые обнаруживали Христа и приобретали веру не через рассказ о том, что было от начала, а через встречу с Христом живым, из чего следовало, что распятый Христос был тем, что говорится о Нем, и что весь предшествующий рассказ тоже имеет смысл.

Ну, дальше я читал; но это уже было нечто совсем другое. Первые мои открытия в этой области я сейчас очень ярко помню; я, вероятно, выразил бы это иначе, когда был мальчиком лет пятнадцати, но первое было: что если это правда, значит, всё Евангелие – правда, значит, в жизни есть смысл, значит, можно жить ни для чего иного как для того, чтобы поделиться с другими тем чудом, которое я обнаружил; что есть, наверное, тысячи людей, которые об этом не знают, и что надо им скорее сказать. Второе – что если это правда, то всё, что я думал о людях, была неправда; что Бог сотворил всех; что Он возлюбил всех до смерти включительно; и что поэтому даже если они думают, что они мне враги, то я знаю, что они мне не враги. Помню, на следующее утро я вышел и шел как в преображенном мире; на всякого человека, который мне попадался, я смотрел и думал: тебя Бог создал по любви! Он тебя любит! ты мне брат, ты мне сестра; ты меня можешь уничтожить, потому что ты этого не понимаешь, но я это знаю, и этого довольно… Это было самое разительное открытие.

Дальше, когда продолжал читать, меня поразило уважение и бережное отношение Бога к человеку; если люди готовы друг друга затоптать в грязь, то Бог этого никогда не делает. В рассказе, например, о блудном сыне: блудный сын признаёт, что он согрешил перед небом, перед отцом, что он недостоин быть его сыном; он даже готов сказать: прими меня хоть наемником… Но если вы заметили, в Евангелии отец не дает ему сказать этой последней фразы, от ему дает договорить до "я недостоин называться твоим сыном” и тут его перебивает, возвращая обратно в семью: принесите обувь, принесите кольцо, принесите одежду… Потому что недостойным сыном ты можешь быть, достойным слугой или рабом – никак; сыновство не снимается. Это третье.

А последнее, что меня тогда поразило, что я выразил бы тогда совершенно иначе, вероятно, это то, что Бог – и такова природа любви –так нас умеет любить, что готов с нами разделить всё без остатка: не только тварность через Воплощение, не только ограничение всей жизни через последствия греха, не только физические страдания и смерть, но и самое ужасное, что есть, – условие смертности, условие ада: боголишенность, потерю Бога, от которой человек умирает. Этот крик Христов на кресте: Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил? – эта приобщенность не только богооставленности, а боголишенности, которая убивает человека, эта готовность Бога разделить нашу обезбоженность, как бы с нами пойти во ад, потому что сошествие Христово во ад – это именно сошествие в древний ветхозаветный шеол, то есть то место, где Бога нет… Меня так поразило, что, значит, нет границы Божией готовности разделить человеческую судьбу, чтобы взыскать человека. И это совпало – когда очень быстро после этого я уже вошел в Церковь – с опытом целого поколения людей, которые до революции знали Бога великих соборов, торжественных богослужений; которые потеряли всё – и Родину, и родных, и, часто, уважение к себе, какое-то положение в жизни, дававшее им право жить; которые были ранены очень глубоко и поэтому так уязвимы, – они вдруг обнаружили, что по любви к человеку Бог захотел стать именно таковым: беззащитным, до конца уязвимым, бессильным, безвластным, презренным для тех людей, которые верят только в победу силы. И тогда мне приоткрылась одна сторона жизни, которая для меня очень много значит. Это то, что нашего Бога, христианского Бога, можно не только любить, но можно уважать; не только поклоняться Ему, потому что Он – Бог, а поклоняться Ему по чувству глубокого уважения, другого слова я не найду».

Митрополит Сурожский Антоний. Без записок

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 7223 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
Здравствуйте. Мне в академии задали тест на тему духоборы. Поможете мне ответить на него?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018