Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 23.02.2018, 21:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 2. Структурные элементы религии
25.01.2011, 00:12

Лекция 2. Структурные элементы религии

 

Вопросы лекции:

  1. Религиозное сознание.
  2. Религиозная практика (культ, богослужение).
  3. Религиозная мораль.

 

 

История человечества знает тысячи религиозных систем. Между ними есть как сходные черты, так и существенные различия. Но в большинстве из них присутствуют основные структурные элементы:

  • религиозное сознание;
  • религиозная практика (культ, богослужение);
  • религиозная мораль.

 

I. Религиозное сознание

 

 

Религиозное сознание имеет два уровня – богословский (идеологический)   и обыденный. (религиозная психология)

 

Богословский (теоретический) .

Основывается на священных (сакральных) текстах (Божественное откровение - Библия, Коран, Тора и др.)

Включает в себя:

1. Вероучение – изложение содержания религиозной системы  в догматах.

 Догмат – положение, объявляемое истиной, принимаемое на веру и не подлежащее критике.

Символ веры – краткое изложение основных догматов.

В узком смысле слова это понятие применяется к христианскому вероучению: «Верую….» (Credo)

У мусульман роль Символа веры выполняет  свидетельство верыШахада: «Ашхаду инна ля илляха Иль-ла Аллах, уа  Мухаммадан расулу- ллахи  («Свидетельствую что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую что Мухаммед посланник его»).

У иудеев -  Шма Израэль: молитва, провозглашающая главную идею иудаизма -  единство Всевышнего и нерасторжимость союза еврейского народа с Творцом:

 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь - один! Благословенно Имя Его славного царства во веки веков! Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим. И будут эти слова, которые Я заповедовал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их сыновьям твоим, и произноси их, сидя в доме твоем, находясь в дороге, ложась и вставая; и повяжи их как знак на руку твою, и будут они знаками над глазами твоими, и напиши их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих. (мезуза и тефиллин).. (Втор. 6:4-7);

И будет так: если послушаетесь Моих повелений, которые Я даю вам сегодня, (послушаетесь), любя Господа, Бога вашего и служа ему всем сердцем вашим и всею душой вашей, то дам Я дожди земле вашей в срок: дождь после сева и дождь перед жатвой, - и соберешь ты свой хлеб, и вино свое, и масло олив своих. И дам траву на поле твоём для скота твоего, и будешь ты есть досыта. Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им, иначе разгневается на вас Господь и замкнёт небеса, и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды. И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Господь даёт вам. Примите эти Мои слова сердцем вашим и душою вашей, и повяжите их как знак на руку вашу, и будут они знаками вашими. И научите им сыновей ваших, чтобы все вы произносили их, сидя в доме своём, находясь в дороге, ложась и вставая; и напишите их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих, чтобы вы и сыновья ваши жили в стране, о которой Господь клялся вашим отцам, (обещав) даровать (её) им так долго, как долго существуют небеса над землей. Втор. (11:13-21)

(первые две части, используемые в качестве текста для мезузы)

И сказал Господь Моисею: Обратись к сынам Израиля и скажи им, чтобы во всех поколениях делали они себе кисти-цицит на углах одежды и вплетали в каждую кисть-цицит голубую нить. И она будет у вас в кисти-цицит, и увидев её, вы будете вспоминать все заповеди Господа и исполнять их; и не будете блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас. Дабы помнили вы и исполняли все заповеди Мои и были святы перед вашим Богом. Я, Господь, - Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Я, Господь, - Бог ваш. Чис. (15:37-41)

В Шма  245 слов, но при чтении произносится 248 – что соответствует числу костей и жил в теле человека и числу позитивных заповедей Торы.

 

Буддизм:  43 догмата, в том числе:

«Верую, что все живое бесконечно, как небо находится в беспрерывном совершенствовании.

Верую, что совершенствование сопровождается неумолимым законом причины и следствия.

Верую, что путем совершенствования все несовершенное живое освобождается от кармы медленно и по отдельности.

Верую, что совершенствование идет путем бесконечных перерождений…»

 

2.  Религиозная философия, вырабатывающая на основе вероучения мировоззрение - сис­тему  общих представлений о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, смысле его жизни.

В центре религиозного мировоззрения  Бог – Творец, Законодатель и Судия..

 

3. Социальные, экономические, политические, правовые, этические, эстетические и прочие концепции, основанные на вероучении.

 

Обыденное религиозное сознание

Определяется как отражение концептуального сознания в массовом, религиозные представления и чувства, свойственные массе рядовых верующих.

Обыденное сознание часто соединяется с суеверием – ложной, пустой, тщетной верой. Переплетение с народными обрядами и традициями.

Христианский богослов Бодо Фолькманн (р.1929): «Необходимо разделять то, что говорит учение о том, что надо делать, и то, что делают люди во имя этого учения».

Обыденное религиозное сознание является  объектом изучения сравнительно новой научной дисциплины - «Психология религии».

Гараджа В.И. Религиеведение. Глава IV. Психология религии

 

II. Религиозная практика (культ, богослужение)

 

Культ (лат. cultus - уход; почитание) – система обрядов, с помощью которых происхо­дит мистическое общение человека с Богом (миром сверхъестественным).

 

Важнейшие элементы Богослужения в большинстве религиозных систем:

1. Воспроизведение священных (сакральных)  текстов.

2. Молитва – обращение человека к сверхъестественным силам.

Человек сотворен Богом и принадлежит одновременно двум мирам –  земному, материаль­ному и небесному, духовному. Как духовному существу ему дарована возможность диалога,  как со своим Творцом, так и с Миром небесным в целом.

Бог сам по Своей Божествен­ной воле решает, кому из людей и когда сообщить то, что Он сочтет необходимым.

Про­роки и апостолы передали Божественное откровение, запечатленное в книгах Священного Писания. В лю­бую минуту христианин можем открыть Библию и прочитать слова Господа, обращенные к каж­дому из нас. Для иудеев Священное Писание – Тора, для мусульман – Коран.

Вместе с тем каждый верующий может обратиться и непосредственно к Богу. Это  обра­щение к Творцу и называется «молитвой».

Молитва для верующего необходима не менее, чем  телесная пища. Подобно аккумулятору, нуждающемуся в систематической подзарядке, душе необходим приток сил, происходящий в Богообщении.

«Ничего нет равного молитве: она и невозможное делает возможным, трудное – легким, неудобное – удобным» - ут­верждал св.  Иоанн Златоуст.

Безмолитвенность  свидетельствует о неверии в Бога. Ветхозаветный пророк Софония утверждал, что это признак «тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нем» (Соф. 1,6).

Богословы указывают следующие виды молитв - покаянная, благодарственная, просительная.

3. Жертвоприношение - добровольный отказ во имя Бога (сверхъественных сил) от того, что  обладает реальной или символической ценностью для жертвователя.

В христианстве смысл жертвы – благодарность Богу за все, что он дарует.

Согласно Священного Писания обряд жертвоприношения был установлен Творцом после изгнания первых людей из рая.

 

В культовой деятельности религиоведение также выделяет:

1. Субъект культа.

Им может быть религиозная верующий индивид или  религиозная группа.

Религиозная группа как субъект неоднородна. В ней выделяется клир - священнослужители (священник, пастор, проповедник, мулла, раввин и др.).  

Большинство религиозной группы составляют рядовые участники бого­служения – миряне, прихожане.

Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность. Первичной ячейкой ее  является религиозная община. Над общинами надстраивается ком­плекс звеньев вплоть до высшего звена - центра религиозной общности.

В совокупности вся эта структура  составляют религиозную организацию.

Исследователи религии выделяют четыре основных типа ре­лигиозных организаций:

церковь,  секту, харизматический культ.

 

Церковь - общность людей, объединившихся на основе общности вероучения и культа. Отличается строгой централизацией и построенной по принципу иерархии.

Как правило, термин церковь применяется к христианским общностям (католическая, православная, лютеранская, протестантские).

Вместе с тем, если строго следовать Евангелию, то христианская Церковь может быть только одна.  Поэтому часто в отношении  иных христианских организаций (инославных)  используются термины  конфессия («вероисповедание») или «деноминация» ( «подразделение» или «иное наименование»).

Секта возникает в результате отделения части верующих и священнослужителей от церкви на основе изменения вероучения и культа.

 

Харизматический культ - создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признает себя сама и признается другими но­сителем особых божественных даров (харизмы).

 

2. Средства культа:

культовые здания (храмы), различные культовые предметы (крест, свечи, жезл, церков­ная утварь, священнические облачения) и т.п.

Со средствами культа связано развитие религиозного  искусства  (архитектура, жи­вопись, скульптура, музыка).

 

3. Нормы и правила.

Складываются на основе религиозных взглядов. Касаются как элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, склонение головы),  так и бого­служения в целом (жертвоприношение, обряды, проповеди, молитвы, праздники, посты и т.д.).

 

Культовая деятельность наполнена символикой.

 

Религиозная символика

Символ - греч. symbolon - знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема.

Символ представляет собой единство двух сторон – проявленной (знак) и  интерпретируемой (смысловой).

Многие религиозные системы имеют основной символ, общепринятые для  их приверженцев.

 

1. Крест – главный символ христианства.

Как знак известен в самых различных вариантах с древнейших времен. Представляет собой геометрическую фигуру, составленную из двух перекладин.

Типы крестов.

В древнем мире деревянный крест различной формы использовался как  орудие распятия, казни  не только жестокой,  но и считавшейся позорной. В Римской империи применялся в отношении разбойников и бунтовщиков. Смерть к распятому на кресте приходила медленно, иногда спустя несколько суток невыносимых мучений. Осужденные должны были сами нести свой крест (перекладину) к месту мучений.

На основании того, что крест был орудием казни, представители некоторых протестантских конфессий  утверждают, что  почитать его – это всё равно, что кланяться виселице, гильотине или электрическому стулу.

Но с точки зрения большинства христиан крест - не только орудие казни Спасителя.  Он исполнен глубочайшей символики:

1. Крест Господень - Символ  Пресвятой Троицы.

Троица христианское Имя Бога, Единого в Трех Лицах (Ипостасях)..

Божественная Сущность, данная в Откровении   -  «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4,8).

Николай Васильевич Гоголь писал («Рассуждения о Божественно Литургии»): «Бог весь одна любовь, содержащая в Своей Троице и любящего, и любимого, и само действие любви. Любящий — это Бог Отец, любимый — Бог Сын, и сама любовь, их связующая, есть Бог Дух Святой».

Евангельская любовь  агапэ ( любовь  жертвенная, снисходящая к ближнему). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13).

Для христиан высшая в истории жертва была явлена сначала в Боговоплощении, затем во всей земной жизни Иисуса Христа - Сына Божьего, Слова (Логос) Божьего, второго Лица Пресвятой Троицы и апофеоз ее - на Кресте.

Распятие Господа Иисуса Христа – жертва, принесённая  Творцом  во искупление грехов всего человечества.

Крест, на котором проявилась сила этой Божественной любви – символ Пресвятой Троицы. 

2. Крест - жертвенник, на котором Спаситель  принёс Себя в Жертву, дав людям надежду на искупление грехов и  вечную жизнь с Богом.

«Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» - говорится в одной из стихир, поющихся  воскресенье третьей недели Великого Поста (Крестопоклонная).

В течение нескольких часов Господь и Крест составляли единое целое - Распятие. Кровь и пот Спасителя освятили Крест, который стал для христиан Животворящим (Дающий жизнь, оживляющий).

3. Крест – символ Древа Жизни.

Через всю Библию проходит образ Древа. В начале ее (Быт. 2.9) сказано: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево…, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».

Падение Адама и Евы свершилось через Древо познания добра и зла. В естество человеческое через плод его пришли тление и смерть.   

Но и спасение падшему человечеству пришло через Древо -  Животворящее Древо Креста Господня, выросшее на земле поврежденной грехом.

Оно стало образом (гр. «иконой») Древа Царствия Небесного, о котором говорится в «Откровении» апостола Иоанна Богослова: «древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов» (Откр. 22,2).

4. Крест – символ земного  удела христианина.

«Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»  (Мф. 16, 24).

Всякий, пришедший в этот мир, от рождения и до конца дней несет по жизни бремя страданий.  Страдают все, и верующие и неверующие. Но не всякое страдание путь к спасению.

              Гора Голгофа

Гора Голгофа. Вижу три креста.

Замри, душе, доколе окаянна?!

А посреди - распятого Христа.

У ног - Святая Дева с Иоанном.

И тот, что слева, над Христом глумясь,

В своих неправдах Бога обвиняя,

Сказал, с богоубийцами сроднясь,

- Коль Ты - Христос, спаси Себя и наю

Но тот, что справа, запретил ему;

- Или твоя душа Творца не знает?

За наше зло нам мало этих мук,

А Этот же, скажи, за что страдает?

О, Боже мой, распятый как злодей,

Тебе, Тебе с Отцем и Духом Слава!

Своим Крестом Ты разделил людей

На тех кто слева и на тех кто справа.

Иеромонах Роман (Матюшин). 25 декабря 1987 г. с. Родовое

 

Верующий человек знает, что он страдает не по непонятной причине, но ради Господа, ради исполнения Воли Его, ради очищения и преображения себя в нового человека,  получившего право воззвать к Спасителю: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Христианин всегда  помнит,  что вслед за распятием следует Воскресение.

Для него крест - лестница в Царствие Божие.

Крест - есть кратчайший путь в Царствие Небесное, которым прошел Христос. Этот путь повторен множеством тех последователей Спасителя, которых мы называем святыми.

 «Крест есть лестница, поставленная на земле к раю. Нижний ее край стоит на земле страданий – верхний покоится в тверди небесного блаженства» - писал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской).  О рае и кресте

 

Святой Иоанн Дамаскин:  

 «Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю - обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он - щит и оружие» (Точное изложение православной веры кн. 4)

 

II. Полумесяц со звездой – символ ислама.

Луна - небесное тело, наиболее близкое к Земле. Человек всегда чувствует постоянную связь с Луной и сознает, что она воздействует на его здоровье, поступки, настроение. Даже могучий и необъятный океан подчиняется ей, она правит волнами, отливами, приливами. Постоянно изменяются ее форма и цвет - от полного шара до тонкого серпа; от белого, бледно-желтого цвета до оранжевого и даже красного. И все это разнообразие принадлежит одному целому - Луне. В разнообразии - ключ к толкованию всего, что сопровождает человека в его земном существовании.

Человеку открыта лишь половина знания - в Коране, Сунне. Это и символизирует полумесяц с двумя его рогами. Обретет ли человек  вторую, сокровенную половину знания? Только в том случае, если душа его отринет лень и  исполнится желания овладеть Истиной. И это дано каждому - ибо звезда, которую обнимает полумесяц и на которую  изливается космический, божественный свет, символ человека.

Пять лучей - это и пять сакральных точек, через которые льется в человека энергия, приходит сокровенное знание (сердце - « калб», дух - «рух», откровение - «хафи», - сокровенное могущество «сыр», сознание - «ахфо»).

Пять ее лучей - это и пять почитаемых в исламе древних пророков: калб - Адам, рух – Нух (Ной), сыр – Ибрахим Авраам), ахфо – Муса (Моисей), хафи – Иса (Иисус).

Пять лучей звезды - символизируют пять столпов веры: шахада –намаз (салят) – ураза – закят – хадж.

 

III. Звезда Давида («Щит Давида») -   Маген Давид (Могендовид) , - главный символ иудаизма.  

 

На иврите слова «Маген Давид» состоят из шести букв(מָגֵן דָּוִד‎) .

Символ имеет форму шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга — верхний концом вверх, нижний концом вниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединенных к сторонам шестиугольника.

Согласно легенде, этот символ был изображён на щитах воинов царя Давида.  Он помещён на флаге государства Израиль..

Символика гексаграммы многообразна:

Модель мироздания: Верхняя точка треугольника, направленного остриём вверх, указывает на Единого Бога. Расхождение этой точки влево и вправо у

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 5740 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018