Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 23.02.2018, 20:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 4. Иудаизм. Вопрос 1. Периоды развития иудаизма
25.01.2011, 07:24

Тема 1. Национальные религии

 

Национальные религии - религии, распространённые в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации.

 

В предлагаемом курсе будут рассмотрены иудаизм – национальная религия еврейского народа, традиционную для нашей страны, а также национальные религии Индии, Китая и  Японии, насчитывающие десятки и сотни миллионов приверженцев

 

 

Лекция 4. Иудаизм.

 

Вопросы лекции:

1. Периоды развития иудаизма

2. Структурные элементы иудаизма.

3. Основные направления в иудаизме.

 

 

I. Периоды развития иудаизма

 

Иудаизм является древнейшей монотеистической религией, возникшей во II тысячелетии до н.э. В его развитии можно выделить два периода – Ветхозаветный и Талмудический.

 

Ветхозаветный период

Охватывает время со II тыс. до н.э. по  II век н.э. (до разрушения Второго храма).

В нем принято различать ряд этапов.

I. Дохрамовый.

На этом этапе развитие Ветхозаветной религии связано с историческими личностями:

Патриархи (1900 – 1600 гг. до н.э).

Библейские персонажи Авраам, Исаак и  Иаков (Израиль) стояли у истоков новой монотеистической религии. С ними связано утверждение центральной её доктрины - веры в Единого и Единственного Бога,  вечного, всемогущего, вездесущего и безграничного. Верующий человек поддерживает связь с Богом посредством личного обращения к Нему, а  Божья воля открывается человеку путём Откровения.

 

Моисей (XIII век до н.э.) и обретение Закона (Торы).

Новая ступень в развитии религии еврейского народа связан с пророком Моисеем (Моше). Через него евреи заключили Завет (Договор) с Богом, открывшим Моисею своё имя - Яхве (Сущий).

Завет нашел свое выражение в  «Десяти заповедях» (греч. Декалог - «Десять слов»; древнеевр.  Асерет-а-диброт - «Десять речений»), данных Богом, согласно Библии, Моисею на горе Синай.

«Десять заповедей» обязывали евреев соблюдать весьма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы.

Моисей получил также свитки Торы (Учение), известные также как Пятикнижие: Бе-решит («В начале»), Шмот («Имена»), Ва- икра («И воззвал») , Бе-мидбар («В пустыне), Дварим («Слова»). В русском написании -   Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

По повелению Яхве был создан походный храм (Скиния), где размещался Ковчег Завета, символизировавший земное местонахождение Бога.

Богослужение отныне осуществлялось специальным сословием – священниками (ед.ч. коген, мн.ч. коханим) во главе с первосвященником. Им помогали левиты.

Первым первосвященником стал Аарон из колена Левия, брат Моисея, которому наследовали его потомки.

В левиты посвящались потомки Левия, кроме рода Аарона. Они обязаны были помогать священникам в исполнении их обязанностей, охранять и переносить Скинию со всеми ее принадлежностями.

В Торе не было сказано, как выполнять те или иные заповеди применительно к разным жизненным ситуациям. Поэтому на протяжении веков еврейские мудрецы - законники толковали и разъясняли заповеди Торы, создавали комментарии к ним. Так появился Устный Закон (Устная Тора), который передавался от учителей (раввинов) к ученикам

 

3. Иисус Навин (XII век до н.э.). Завоевание Земли Обетованной (Ханаана).

Около 1200 года до н.э. в область Ханаан (ныне Палестина)  вторглись 12 еврейских племен (колен). Это были потомки  сыновей Иакова (Израиля), внука Авраама: Рувим, Симеон, Неффалим, Завулон, Иссахар, Дан, Гадд, Асир, Иуда, Левий, Вениамин, Иосиф.  Возглавляемые полководцем Иисусом Навином, они отвоевали земли у местных народов, расселились по уделам, получившим названия по этим племенам.  Ханаан новые его хозяева стали именовать Эрец Израэль – «Земля Израиля».

При разделе завоёванных земель потомкам Иосифа было дано два удела (родам его сыновей Ефрема и Манассии, которых Иаков перед своей смертью усыновил их и особенно благословил).

Колену Левия (левитам) не был дан земельный удел, ибо их делом стало служение в скинии Божией. Они получили 48 городов для жительства в пределах  Израиля.

Некоторое время народом Израиля руководил Сам Яхве через избранных им судей. Первым судьёй стал  Иисус Навин.

 

4. Царь и пророк Давид. Образование Израильско-Иудейского царства.

В ходе войны с местными племенами сложилось еврейское (Израильско-Иудейское) государство. Около 1025 года был избран первый царь – Саул (до 1005 гг. до н. э.). Он был помазан на  царство последним судьей Самуилом. Его  сменил Давид (1005-965) из колена Иуды. Он перенес столицу государства в  древний город Салем (Шолом – «Мир»), переименовав его в Иерусалим - «Город мира».

 

II. Первый храм (958 – 587) (Бейт а-Микдаш -  «Дом Святости»).

В  958 - 945 г. до н. э. сыном Давида царём Соломоном (правил в 965 - 928 г. до н. э.) в Иерусалиме был возведен храм в честь Яхве. Он состоял, подобно Скинии,  из трёх частей (Двор – Святилище - Святая Святых). Был разрушен вавилонским царём Навуходоносором II в воскресенье, 10 августа 587 г. до н.э. Евреи (народ Израиля)  были угнаны в Вавилон (Вавилонское пленение).

 

III.  Второй храм (516  г. до н.э. – 70 г. н.э.).

Персидский царь Кир после завоевания им Вавилона разрешил пленённым евреям вернуться на родину и восстановить свой Храм.  В 515 году Второй храм был освящён. Иудейский царь Ирод (37 – 4 гг. до н.э.) реконструировал храм, придав ему невиданное великолепие.

На этапе Второго храма  формируется Священное Писание иудеев -  Сфарим («Книги»). Кроме Торы в него были включены 21 книга религиозно-политического и историко -хронологического характера - Нэвиим (Пророки).  Позже была добавлена ещё одна часть - Хэтувим (Писания), 13 книг разнообразного религиозного жанра.

В еврейской аббревиатуре эти три части носят название Танах (Тора – Нэвиим – Хэтувим). В первой половине III века до н.э. Священное Писание иудеев было переведено на греческий язык (Библия). От числа переводчиков этот вариант перевода Священного писания получил название  Септуагинта («Перевод семидесяти)

Для сохранения единобожия в языческом окружении, иудеи стремились избежать слияния с другими народами. В 444 году до н. э. духовенство добилось принятия закона, запрещавшего потомкам Израиля вступать в родство с иноплеменниками. Этническая замкнутость отделяла иудеев от других племён, способствовала их самоопределению как Богом избранного народа, призванного осуществить особую миссию на земле.

Около 330 года до н.э. Палестина вошла в состав государства Александра Македонского, а после его смерти стала яблоком раздора между двумя эллинистическими государствами - Египтом и Сирией.

В 140 году до н.э. иудеям удалось воссоздать независимое государство, но уже в 63 году до н.э. оно подчинилось Риму.

К этому времени в ветхозаветном иудаизме сформировалось два течения:

1. Саддукеи - объединяли высшее храмовое священничество, богатых землевладельцев и купцов. Название чаще всего производят от Садока, основателя династии первосвященников. Строго придерживались Священного Писания. Отвергали устное предание, сложившееся на основе его толкования. Отрицали личное бессмертие, воскресение мертвых, существование ангелов и бесов. Были сторонниками сотрудничества с Римом, поддавались  греко-римскому культурному влиянию

2. Фарисеи – «отделенные». К ним относятся выражения - «книжники», «законники», «учителя»,  «толкователи Закона». Признавали устное толкование Священного Писания.  Избегали общения с иноверцами. Отвергали всякое греко-римское влияние.  Они верили в телесное воскресение,  в будущие награды и наказания,  в существование ангелов и бесов. Стремились к строжайшему до мелочей соблюдению Закона - предписаний Торы в повседневной жизни.

Фарисеи умножали число обрядовых предписаний и любили выставлять напоказ свое благочестие. Исключали из Божественного обетования всех тех, кому не удавалось достичь стандарта фарисеев из-за ошибок, грехов и неполного соблюдения предписаний. Их подход к религии как к соблюдению внешнего закона часто приводил к потере внутренней духовной праведности. Именно за это Христос подверг фарисеев жесткой критике.

Но были и другие фарисеи, чья набожность исходила из подлинного и глубокого религиозного чувства. За мелочным соблюдением обрядов они не утратили главное – любовь к Богу и ближнему. Среди этого течения особенно выделялся мудрец Гиллель, прибывший в Иерусалим около 40 года до н. э. По его мнению, сущность Закона заключена в золотом правиле: «не делай другим того, чего не желаешь себе». Все остальное Гиллель считал лишь «комментарием». Он также  полагал возможным приобщать иноплеменников к вере в Единого Бога. Из этого направления в фарисействе вышли многие из первых христиан.  Апостол Павел спустя годы после своего обращения гордо заявлял - «я фарисей, сын фарисея».

В 66 году в Иудее вспыхнуло восстание против римского господства. Возглавили его Иоанн из Гискалы и Симон, сын Гиоры. Восставшие заняли Иерусалим. Римский гарнизон был перебит. Восстание жестоко подавил полководец Тит, сын императора Веспасиана и будущий император Рима.

В воскресенье, 10 августа 70 года римляне захватили, разрушили Иерусалим и сожгли храм (в тот же день, что и разрушение первого храма Навуходоносором). Было запрещено его восстанавливать. Как память о прежнем величии от Храма осталась часть западной стены длиной 156 м.  Евреи были изгнаны из Палестины. Несколько десятков тысяч продано в рабство. Сотни тысяч погибли. Опустевшая территория заселялась язычниками.

Постепенно режим репрессий был ослаблен. Иудеи стали возвращаться в Палестину. 

В 135 году при императоре Адриане они начали новое восстание во главе Бар-Кохбой, получившее в истории имя Великого восстания. Четыре года ушло у Рима на подавление его.   Около 600 000 иудеев погибли, множество было продано в рабство.

На месте Иерусалима был построен новый город - Элия Капитолия. На месте Храма воздвигли святилище богини любви  Венеры. Эрец Израэль переименовали в Палестину.

Произошла новая массовая депортация иудеев из Палестины, что привело к  расширению географической зоны их расселения – диаспоры (гр. «рассеяние»).

 

Талмудический период

(III в. - н.в.)

I. Составление Талмуда.

После поражения великого восстания возникли опасения, что Устный Закон может быть забыт. Было решено его записать.

Так появился Талмуд (Учение). Составлялся он постепенно и состоит из следующих частей:

1. Мишна (Повторение). Сборник правовых норм.

Записан в  конце II - начале III века самым авторитетным раввином Палестины Иегудой га-Наси. В него вошли:

Г(Алаха) (Закон) - свод нормативных актов;

Агада (Предание) - собрание рассказов и притч, поясняющих фрагменты из Танаха и Галахи.

2. «Гемара» (Завершение)

Появление Мишны  вызвало бурные богословские дискуссии. Основное содержание этих споров было записано (между 400 и 500 годами) в сборник, получивший название  Гемара.

 

Известны две редакции Талмуда – Вавилонская и Иерусалимская (Талмуд Бавли и Талмуд Иерушалми)

 

Со временем появились дополнения к вышеуказанным книгам:

Мидраши («изучение», «толкование») - сборник комментариев к Торе. Составлен в  VI-X веках на основе древних раввинистических толкований.

«Шульхан арух» («Накрытый стол») - кодекс иудейского права. Был составлен в XVI веке раввином Иосифом Каро. Включает в себя четыре книги:

«Ораз Хаим»(законы молитвы и праздников);

«Иоре деа» (правила изучения Торы, благотворительности и приготовления пищи – кашрут);

«Эвен гаэзер» (законы, касающиеся брака и развода);

«Хошен мишпат»  (гражданское право).

 

В рамках талмудического периода некоторые авторы выделяют этапы:

1. Собственно талмудический (IIVI вв.).

2. Раввинистический (VI - XVIII вв.).

Характерной чертой его считают наличие множества замкнутых иудейских общин, возглавляемых раввинами (от евр. «рабби» - учитель).

3. Реформационный (к. XVIII века по н.в.).

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 5976 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.2/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018