Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 23.02.2018, 20:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 4. Иудаизм. Вопрос 2. Структурные элементы иудаизма.
25.01.2011, 07:30

II. Структурные элементы иудаизма

I. Вероучение иудаизма

С точки зрения иудаизма, каждый еврей состоит в Завете, заключённом Яхве с народом Израиля, независимо  от формального исповедания им тех или иных догматов.

Тем не менее, в трудах иудейских богословов содержатся различные варианты основных догматов, которые принято называть принципами веры.

Количество принципов разное, от трёх:

- вера в существование Бога,

- вера в пророчество,

-вера в Божественное воздаяние,

до тринадцати, сформулированных в XII веке выдающимся богословом Рабби-Моше-бен-Маймоном (Рамбам или Маймонид):

 1.    Существование Творца.

2.    Его единственность.

3.    Отрицание Его телесности.

4.    Вечность Его существования.

5.    Только Творец может быть объектом поклонения.

6.    Он открывается через пророков.

7.    Моисей наивысший среди всех пророков.

8.    Тора была дарована на горе Синай Моисею.

9.    Тора, происходящая от Творца, не подлежит изменениям.

10.Творец знает все помыслы и действия людей.

11.Вознаграждение соблюдающих заповеди и наказание преступивших закон.

12.Вера в приход Мессии.

13.Воскрешение мёртвых. 

Содержание основных догматов (принципов) иудейского вероучения:

 1. Существует Единый и Единственный Бог – Яхве.  

Он вечен,  бестелесен и непостижим. Он сотворил мир видимый и невидимый. Только Бог может быть объектом поклонения, только Ему следует молиться.

2. Бог создал человека, состоящего из души и тела. Человеку дарована свобода воли. В начале истории произошло грехопадение, в результате которого человек потерял бессмертие.

3. Человек связан с Богом посредством веры. Вера проявляется в исполнении Закона и добрых делах.

4. В мире есть добро и зло. Добро абсолютно, зло относительно. Зло – результат полной свободы человека, дарованной ему Богом. Чтобы свободно выбрать добро, необходимо иметь возможность выбрать зло. Зло не всесильно. Оно существует в мире настолько, насколько ему позволяет Бог.

5. Бог открывается людям через пророков (нави). Наивысшим из пророков был Моисей. Через него  Бог дал избранному Им народу  Закон (Тору). Закон неизменен и другого Закона не будет.

6.  В конце истории Бог пошлет на землю Мессию, который станет великим царем возрожденного Израильского государства, власть которого признают все народы. Мессия восстановит храм в Иерусалиме и весь мир признает Единого Бога.

7. История завершится Судным днем. На суд Божий предстанут как живущие в это время, так и воскресшие из мертвых.  Богу известны все помыслы и действия людей. Поэтому каждый, соблюдавший Закон, получит справедливое воздание, а каждый преступивший заповеди, будет наказан. 

 

II. Культ

Если в ветхозаветном периоде иудаизма центром культовой жизни был Храм, то в раввинистическом его переходит к синагоге.

Синагога.

Синаго́га (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת‎, бейт кнессет — «дом собрания»).

После разрушения Иерусалимского храма синагога стала основным институтом еврейской религии, местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.

Талмуд считает, что синагога уступает по святости только Храму. Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии.  

Синагоги строятся так, что их фасад всегда был обращён к Израилю, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток).

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (для женщин - балкон или придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой.

В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом.  Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы - самое священное достояние синагоги.

Над ковчегом располагается нер тамид - «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя менору, масляный светильник Храма.

В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. Оно напоминает помост, с которого в Храме читали Тору. На этом возвышении установлен стол для свитка.

В синагоге не только молятся, но  и проводятся собрания, на которых решаются важные вопросы жизни общины, возглавляемой   раввином (букв. «учитель»).

Приобретение звания раввина зависело от личных способностей человека, знания им Торы и умения её истолковывать.

 

Важнейшие культовые действия

1.Молитва.

Молитва. Иудей обязан молиться три раза в день. Молитвы должны быть нравственными и не враждебными интересам других. Молиться необходимо в глубокой сосредоточенности, погруженности в себя.

Основа молитвы  Шма (Шема).

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь — один! Благословенно Имя Его славного царства во веки веков! Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим. И будут эти слова, которые Я заповедовал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их сыновьям твоим, и произноси их, сидя в доме твоем, находясь в дороге, ложась и вставая; и повяжи их как знак на руку твою, и будут они знаками над глазами твоими, и напиши их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих. (Втор. 6:4-7).

В этом фрагменте говорится о единстве Бога, о полной преданности Ему в любви, абсолютного посвящения Богу сердца, жизни, всех физических и душевных сил.

И будет так («Ве-гайа им шамоа…»): «если послушаетесь Моих повелений, которые Я даю вам сегодня, послушаетесь, любя Господа, Бога вашего и служа ему всем сердцем вашим и всею душой вашей, то дам Я дожди земле вашей в срок: дождь после сева и дождь перед жатвой, — и соберешь ты свой хлеб, и вино свое, и масло олив своих. И дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь ты есть досыта. Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им, иначе разгневается на вас Господь и замкнет небеса, и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды. И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Господь дает вам. Примите эти Мои слова сердцем вашим и душою вашей, и повяжите их как знак на руку вашу, и будут они знаками вашими. И научите им сыновей ваших, чтобы все вы произносили их, сидя в доме своем, находясь в дороге, ложась и вставая; и напишите их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих, чтобы вы и сыновья ваши жили в стране, о которой Господь клялся вашим отцам, обещав даровать ее им так долго, как долго существуют небеса над землёй». (Втор. 11:13-21).

 В этой части молитвы подчёркивается, что процветание может быть обеспечено только при условии соблюдения иудеями Торы. В противном случае, их постигнет изгнание.

И сказал («Ва-йомер…») «Господь Моисею: Обратись к сынам Израиля и скажи им, чтобы во всех поколениях делали они себе кисти-цицит на углах одежды и вплетали в каждую кисть-цицит голубую нить. И она будет у вас в кисти-цицит, и увидев ее, вы будете вспоминать все заповеди Господа и исполнять их; и не будете блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас. Дабы помнили вы и исполняли все заповеди Мои и были святы перед вашим Богом. Я, Господь, - Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Я, Господь, - Бог ваш. Амен». (Чис. 15:37-41).

Эта часть начинается изложением заповеди о цицит. Она гласит, что соблюдение заповедей - это не самоцель, а инструмент нравственного совершенствования и приближения к Всевышнему. Завершается молитва напоминанием об исходе из Египта, о котором иудеи должны помнить каждый день своей жизни.

Свиток пергамента, с написанным на нем фрагментом Шма (первая часть) и помещённый в специальный футляр, называется мезуза. Его, согласно заповеди Торы, прикрепляют к дверному косяку жилого помещения. 

 Молиться предпочтительнее в синагоге, поскольку общественная молитва более действенна. К молитве следует подготовиться, используя необходимые атрибуты. Среди них:

Кипа (ермолка) – молитвенная шапочка.

Талит – молитвенное покрывало четырехугольной формы из белой шерсти, хлопка или льна  с горизонтальными полосами синего или чёрного цвета с кистями по краям.

Тфилины (филактерии) – кожаные коробочки с ремешками, в которые вложен кусочек пергамента с записанными на нем фрагментами Торы. Прикрепляются во время утренней молитвы  на левую руку, ближе к сердцу, и на лоб

 2. Обряды.

Обряд – совокупность культовых действий, связанных

- с богослужением;

- с определенными событиями в жизни.

Следует отметить, что внешняя, обрядовая сторона религии занимает весьма важное место в иудаизме. Среди основных обрядов можно отметить:

Обрезание (брит мила).

На восьмой день после рождения  младенцу мужского пола в синагоге обрезают крайнюю плоть для того, чтобы союз (завет) с Богом был отмечен знаком на теле.

Сандак (восприемник) держит ребёнка на своих коленях, придерживая его ножки. Обрезание совершает мохел (могел).

По завершении процедуры обрезания все провозглашают «Мазл тов!» (дословно «Хорошего счастья!), поздравляют счастливых родителей и желают: «Как вошёл он в союз, так пусть войдет он к Торе, женитьбе и добрым делам».

Мальчики получают имя при обрезании. Девочек нарекают именем в синагоге.

Совершеннолетие.

По достижении 13 лет мальчики ( в некоторых общинах в 12 лет девочки) участвуют в церемонии бар-мицва – «сын заповеди» (у девочек бат-мицва – «дочь заповеди»), позволяющей им войти в  иудейскую общину в качестве полноправных членов, ответственных за свои поступки.

Приобретаемые после этого обряда права и обязанности включают:

  • моральную ответственность за свои действия;
  • право быть вызванным к чтению Торы;
  • право обладать собственностью;
  • право жениться;
  • обязанность соблюдения всех 613 заповедей Торы.

Брак

Брак - идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа рассматриваются еврейским обществом как неполноценные личности. Семья в иудаизме считается краеугольным камнем общественной жизни.  Развод допустим, но не приветствуется.

Браку предшествует «предложение» - обоюдное обещание  о вступлении в брак и сроки, в пределах которых он должен быть заключён. Затем следует обручение (помолвка)  и сама свадебная церемония.

В субботу, предшествующую свадьбе, жениха приглашают в синагоге к чтению Торы. Во время свадебной церемонии жених и невеста стоят под балдахином – хупой и отпивают вино из одного бокала.

Жених надевает кольцо на указательный палец невесты и произносит древнюю формулу, провозглашающую, что мужчина берет женщину в жены. Произносятся семь благословений во славу Бога. В память о разрушении Храма жених разбивает бокал, из которого пили вино. На церемонии зачитывается брачный контракт (кетубба).

Погребальный обряд.

В иудаизме запрещена эвтаназия и любая помощь, помогающая людям уйти в мир иной. Умирающего человека нельзя оставлять одного. К нему следует относиться с уважением и любовью вплоть до последнего момента пребывания на земле.

Если человек в состоянии произнести предсмертную исповедь (видуй), он должен это сделать. Покаяние перед смертью дает человеку возможность отойти в мир иной без грехов.

Родственники покойного надрывают на себе одежду.  В память об умершем зажигают свечу. Тело облачают в белый саван. Во время погребения читают «Каддиш», молитву, прославляющую Бога и выражающую готовность принять его волю.

Глубокий траур длится неделю, в течение которой скорбящие не выходят из дому. Они также в течение одиннадцати месяцев читают в синагоге Каддиш.

По истечении года на могиле устанавливают надгробие. Годовщину смерти отмечают зажиганием поминальной свечи и чтением «Каддиша».

3. Праздники.

В иудейском календаре все дни начинаются с вечера накануне, с захода солнца, как сказано в Торе о днях Творения: «и был вечер, и было утро, день один» (Быт. 1:5). Соответственно, все иудейские праздники начинаются с вечера. Все они включают обязательное посещение синагоги.

Песах.

Слово «песах» означает «пропустить», «миновать», «пройти мимо». Ангел Божий  миновал еврейские дома, когда поразил первенцев египетских семей  (десятая казнь, после которой фараон и его приближенные прогнали народ Израиля из своей страны).

Песах начинается с 15-го дня весеннего месяца (март – апрель) нисана (Дня исхода) и празднуется семь дней, по 21-ое нисана, в Израиле и по 22-ое нисана за его пределами.

Важное место занимает пасхальный ужин – седер («порядок»). Положено, чтобы вокруг праздничного стола собралась вся семья. Обязательно читается пасхальное повествование об исходе из Египта и последующих событиях. 

Как напоминание о жертвоприношениях, совершавшихся в Храме, на стол ставится зроа -блюдо с кусочком обжаренного мяса.  Во время седера принято выпивать четыре бокала вина, в память о четырех обетованиях, данных богом избранному им народу.

Перед первым бокалам читается специальная молитва - киддуш («освящение»). Затем едят карпас (зелёный овощ) и горькие травы.

Карпас принято макать в соленую воду, соединяя таким образом символику зелени, весенней поры, освобождения во время месяца нисана, нового урожая, с напоминанием о слезах и страдании в египетском рабстве. В качестве горьких трав обычно берут листья салата либо хрен.

Во время праздника едят пресные лепёшки – мацу. Для изготовления мацы может использоваться только мука, которая не  соприкасалась с водой с момента обмолачивания колосьев.

 Шавуот

 Слово шавуот буквально означает «недели».  Со второго дня праздника Песах и до начала Шавуот отсчитывают семь недель. На пятидесятый день, «пятидесятницу» - 6-го числа месяца сиван (июнь-июль)  наступает праздник, который имеет несколько названий. В том числе:

« Время дарования Торы».

На пятидесятый день после исхода из Египта Бог дал через Моисея  Десять заповедей. Поэтому в первую ночь праздника благочестивые иудеи не спят, а изучают Тору.

« Праздник первых плодов».

Когда был Храм, в этот день  в него несли со всех сторон первые плоды винограда, инжира, олив, фиников, гранатов, пшеницы и ячменя.

Сегодня во многих общинах в этот день приносят корзины с фруктами в синагогу и передают плоды на нужды благотворительности.

« Праздник жатвы»

Завершается сезон жатвы зерновых. В этот день в Храм несли дар из двух хлебов, испеченных из только что собранной пшеницы. Они символизировали двойную природу Торы -  Устную и Письменную. 

Рош ха-Шана (Новый год).

Праздник начала иудейского нового года по лунному календарю.  Он отмечается два дня – 1-2 числа седьмого месяца тишрей (сентябрь-октябрь). По подсчётам иудейских богословов, именно  в это время, на Шестой день Творения Бог создал первого человека.

В первый вечер Рош ха-Шана в синагогах происходит праздничное Богослужение.  Все поздравляют друг друга традиционными словами: «Лешана това тикатеву ветихатему» («На будущий год пусть будет доброе определение о вас записано и скреплено печатью»). Дома устраивается праздничный ужин.

Согласно иудейскому вероучению в Рош ха-Шана начинается ежегодный Божественный суд над всем миром в целом и над каждым человеком в отдельности.  Поэтому веселиться чрезмерно не следует. 

С Рош ха-Шана начинается десятидневный период – «дни трепета» («йомим ха-нораим»).  Он даётся для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться.

Йом Кипур

Божественный Суд начинается на Рош-ха-Шана, а заключительный приговор оглашается да десятый день месяца тишрей -  Йом Кипур («Судный день»). В Йом Кипур верующие иудеи  воздерживаются от:

- еды и питья.

- купания.

- использование косметических масел.

- ношения кожаной обуви.

- супружеской близости.

Суккот (Праздник кущей)

Праздник начинается 15 числа месяца тишрей,  на пятнадцатый день после Рош-ха-Шана и длится восемь дней. Слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шатер», шалаш»,  «кущи» (отсюда русское название - Праздник кущей).

 «Сукка» - всякое жилище, крыша которого сделана из растений («сваха»). Для этих целей используются любые ветки, дощечки, планки, жерди и т.п. Требуется, чтобы верующие жили в шалаше все семь дней.

Суккот одновременно является праздником  урожая, собранного к этому времени.  

  

Ханука

Ханука («Освящение») - национальный и религиозный праздник. Отмечается с 25-го числа месяца кислев (ноябрь-декабрь), третьего месяца иудеского лунного календара. Праздник установлен в память об освобождении иудеев от власти Сирии во II веке до н. э.  в результате восстания под руководством священника Маттафи из рода Хасмонеев и пяти его сыновей.

Через два года упорных боев повстанцы освободили Иерусалим. Первым делом они очистили Храм  и построили новый жертвенник на месте разрушенного язычниками.

Храм и жертвенник были торжественно освящены при большом стечении народа. Освящение длилось восемь дней подряд, и каждый вечер Храм был освещён множеством огней. С эти событием связано чудо с кувшинчиком масла. Вот как о нем говорится в Талмуде:

 «Греки, войдя в Храм, осквернили все масло, бывшее в Храме; когда же победило их царство Хасмонейское, то искали и нашли лишь один кувшинчик масла, запечатанный печатью первосвященника, а масла, что было в нем, могло хватить лишь на один день. Но случилось чудо, и масло это горело восемь дней. На следующий год установили восьмидневный праздник - веселиться и прославлять Господа». 

Праздник традиционно проводят  в кругу семьи. В продолжение восьми дней запрещено поститься и оплакивать умерших.  

Принято вкушать блюда, приготовленные в масле, в память о чуде с кувшинчиком масла. Каждый вечер в доме зажигают специальный  ханукальный светильник. Поэтому на время праздника надо запастись 44 свечами.

Пурим

Отмечается 13 числа месяца  адара(февраль-март). Название праздника происходит от древнеперсидского слова пур (жребий). Он установлен в память спасения евреев, изгнанных в Персию, от истребления их по проискам Амана, любимца персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса) в V веке до н. э. События эти описаны в библейской «Книге Эсфири».

Героями праздника являются спасители народа – жена царя Эсфирь (Эстер) и её дядя Мордехай. Обязательно читается «Книга Эсфири ( Эстер»). Предписано всячески веселиться, разрешается употребление крепких алкогольных напитков.

Дети дают театральное представление - Пуримшпиль (с идиш – «пуримский спектакль»).

На праздничный стол готовят специальные блюда, имеющие символическое значение:

Озней Аман - треугольные пирожки, начинённые маком с медом, творогом, сливками и т.п.

Хала – сдобный хлеб с изюмом.

Индейка - напоминает об огромных размерах Персидского царства, от Индии до Эфиопии.

Бобы и семечки – напоминание о том, что Эстер во дворце царя соблюдала вегетарианскую диету.

 

Шаббад

Шаббад – «день покоя», суббота. В иудейском календаре седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.

Иудеи отмечают шаббат,  исходя из следующих слов Библии:

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шават) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2,2-3).

 

4. Кашрут.

Важное место в обрядовой практике иудаизма занимает кашрут - ритуальные предписания, связанные с различными сферами жизни.

Сам термин означает пригодность чего-либо с точки зрения Талмуда (Галахи).

Прилагательное от кашрут – кошерный, т.е. пригодный. Непригодный с точки зрения кашрута обозначается словом трефной.

Главное место в кашруте занимают пищевые предписания.

Кашрут пищи

Кошерное мясо.Употреблять в  пищу разрешено только мясо животных, отвечающих одновременно двум критериям: жвачные (т. е. строго травоядные) и парнокопытные.

Существуют законы ритуальной подготовки ножа, которым будет зарезано животное. Они предписывают как затачивать нож, как проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки, где и как резать животное (только одним движением и только горло в районе прохождения сонной артерии).

Мясное и молочное.

Кашрут разделяет все пищевые продукты животного происхождения на мясные и молочные, совместное употребление которых запрещено. После приёма мясной пищи должно пройти не менее шести часов, прежде чем можно употреблять молочную, а после приёма молочной мясо можно есть через два часа.

Существуют также продукты, которые нельзя отнести к молочной или мясной пище (в основном, растительного происхождения). Такие продукты называются парве («ни молоко, ни мясо»). Их можно употреблять как с мясной, так и с молочной пищей без каких-либо ограничений.

Кошерная рыба.

Рыба, согласно кашруту, является парве.   Тем не менее,  её запрещено есть вместе с мясом. Кошерной рыбой является живое существо, обитающее в воде, у которого имеются чешуя и плавники. Все виды рыб, не имеющие чешуи (сом, осётр, акула, угорь и другие), есть нельзя. Соответственно осетровая (чёрная) икра - трефная, а лососёвая (красная) -кошерна.

Всех обитателей водной стихии, лишённых чешуи и плавников (киты, дельфины, моллюски, ракообразные и т. д.), в пищу употреблять нельзя.

Кошерность вина

Кошерность вина обусловливается соблюдением определённых правил:

В производстве не должен использоваться виноград первых трех лет полсе посадки (это правило касается всех подовых деревьев). Плоды четвёртого года, которые ранее полагалось приносить в Храм, сегодня также есть нельзя.

При осветлении вина не должны использоваться «животные» материалы ( яичный желток, желатин и т.п.).

Запрещается и

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 2057 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018