Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 23.02.2018, 21:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 4. Иудаизм. Вопрос 3. Основные направления в иудаизме.
25.01.2011, 07:41

III. Основные направления в иудаизме.

 

1. Ортодоксальный иудаизм.

Государственная религия в Израиле. Ортодоксальный  иудаизм  отвергает  нововведения.  Его приверженцы строго соблюдают предписания Торы и Талмуда. Внешние признаки ортодоксального иудея - пейсы (длинные неподстриженные пряди волос на висках), усы и борода, широкополая шляпа, длиннополая верхняя одежда - лапсердак.

2. Реформаторский иудаизм

Реформистское направление в иудаизме возникло в Германии в начале  XIX века. Сторонники его считают, что совокупность  обрядов  и ритуалов, налагаемых на верующего человека Талмудом,  являются исторически  преходящими и не выражают подлинного  духа религии. Главным принципом  реформаторского иудаизма стало библейское требование -  «люби  ближнего  как  самого  себя». 

 

На съезде сторонников реформации иудаизма, состоявшемся во Франкфурт-на-Майне в 1842 году, было принято заявление, в котором содержались основные постулаты нового направления:

- признание за религией Моисея возможности бесконечного развития;

- отрицание догматического и практического авторитета Талмуда;

- отказ от ожидания Мессии, который бы вернул евреев в Палестину;

- признание отечеством только той страны, которой принадлежим по рождению и по гражданству.

-  евреи являются не народом, а религиозной общиной.

Радикальному изменению подверглось  богослужение. Оно велось на немецком языке,  ритуальное облачение во время молитвы отменялось. Во всех  религиозных вопросах женщины были уравнены в правах с мужчинами.

В наши дни сторонники этого направления соблюдают лишь один из разделов талмудического права, относящийся к религиозным праздникам (Моэд). 

Наибольшего успеха реформизм добился в США,  куда  эмигрировали многие его идеологи. В настоящее  время  в  Америке  насчитывается  около миллиона  сторонников  реформаторского иудаизма, объединённых вокруг  800  синагог.

3. Консервативный иудаизм.

Это направление сформировалось  в   США.  Сторонники его признают основные принципы  ортодоксального иудаизма, но переняли ряд положений  реформистов.   В   их синагогах мужчины и женщины молятся совместно, богослужения  совершаются  на английском языке,  используется  орган. 

В  рамках  консервативного иудаизма в США  возникла  направление  конструктивистов.  Они  провозгласили принцип: «иудаизм для еврейского народа а не еврейский народ для  иудаизма». Религия ими рассматривается как часть культуры,  а  еврейские  обычаи  и  ритуалы - как национальная традиция.

4. Каббала.

Слово «каббала» означает «предание». Каббализм основан на представлении о двух уровнях понимания Торы - открытого и скрытого (эзотерического). Истоки этого учения относят к I-II векам нашей эры.

В XIII веке раввин из Испании Моше де Леон опубликовал главную книгу этого учении – «Зогар» (Сияние). Она состоит из комментариев к Торе, которая рассматривается «как система символов». Постижение этих символов достигается не столько умом, сколько посредством мистической практики.

Известны случаи утраты рассудка в результате такой практики. Поэтому уже с XVII века к ней допускались только женатые мужчины старше 40 лет, хорошо знающие Тору и Талмуд, имеющие не менее двух детей разного пола старше 13 лет.

5. Хасидизм.

Ответвление ортодоксального иудаизма. Слово хасид («благочестивый») уже в XII-XIII веках применялось европейскими  иудеями к тем единоверцам, кто считал, что самоотверженная любовь к Богу и ближним выше буквы Закона.

В отдельное направление в иудаизме хасидизм сложился в XVIII веке на территории Польши и Украины. На первое место хасиды ставили молитву и служение ближнему. В хасидизме важная роль отводилась харизматическим учителям - цадикам (праведникам) как посредникам между верующими и Богом.

6. Караимизм.

Талмуд не был принят частью иудеев. Антиталмудическое движение возглавил Анан бен-Давид, живший в VIII веке. Аргументы в защиту своих взглядов бен-Давид черпал не только из Танаха, но также из Евангелий и Корана.

Сторонники Анан Бен-Давида отделились от иудеев и образовали религиозную группу, получившую название караимы. Считается, что это название происходит от слова микра (чтение). Караимы отвергли святость Талмуда и настаивали на буквальном исполнении заповедей Торы.

Этот принцип  Анан Бен-Давида сформулировал таким образом: «Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение». Каждый караим должен изучать Писание самостоятельно. Если его знания и совесть побуждают отвергнуть точку зрения авторитетов, он вправе сделать это.

Караимизм исповедует тюркоязычный этнос караимы (караи), представители которого на протяжении столетий проживают в Крыму, а с конца XV века также в Польше и Литве.

7. Сионизм (от названия горы Сион в Иерусалиме) - еврейское национальное движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине - в Израиле (Эрец Израэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается.

Основателем этого направления считается Теодор (Беньямин-Зеэв) Герцль. В 1896 году он опубликовал свою книгу «Еврейское государство», в которой изложил идеологические основы сионизма. Уже в следующем году Герцль руководил первым Всемирным еврейским конгрессом в Базеле, где была основана Всемирная Сионистская Организация (ВСО).

8. Мессианский иудаизм - религиозное движение, последователи которого веруют, что Йешуа ха-Ноцри (Иисус из Назарета) является еврейским Мессией и Спасителем всего человечества, приход Которого был обещан пророками Танаха (Ветхого Завета).

 

Крымчаки

Крымчаки – тюркоязычный этнос, сформировавшийся в Крыму в средние века. Этнические корни и этногенез его до сих пор не имеют общепринятого научного объяснения. Исповедывают ортодоксальный иудаизм. В разговорном языке крымских татар крымчаков называли зюлюфлю чуфутлар (евреи с пейсами), а караимов - зюлюфсюз чуфутлар (евреи без пейсов).

В XIVXVI веках главным центром крымчаков являлся город Кафа (ныне Феодосия). С  конца XVIII  века  большинство их проживало в Карасу-Базаре (ныне Белогорск), который оставаться основным центром крымчаков вплоть до середины 1920-х гг., когда значительная часть переселилась в Симферополь.

Крымчаки подверглись геноциду во время оккупации Крыма в 1941–42 гг. В настоящее время их общая численность  около 1,5 тыс. человек (из них 204 проживают в Крыму). Многие крымчакские семьи выехали в Израиль, где крымчаки на законодательном уровне объявлены частью еврейского народа.

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 10326 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018