Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 21.04.2018, 19:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 3 Происхождения религии. Вопрос 1. Богословские концепции.
25.01.2011, 07:19

Лекция 3

Происхождения религии.

Вопросы лекции:

1. Богословские концепции.

2  Научные теории.

 

I. Богословские концепции

Для богословов, представляющих т.н. «авраамические» религии (христианство, ислам, иудаизм) едины в том, что:

1. Мир и человек – творение Бога (богов).

Креационизм (от лат.) - религиозное учение о сотворении мира Богом. Латинским словом creatio, как и славянским «сотворение» - два разных еврейских слова – бара и асса.

В древнееврейском тексте Библии (Книге «Бытие»)  три раза используется «бара», означающее «сотворить из ничего» (В первом акте Творения, при сотворении «души живой» - животных, при сотворении человека).  В остальных случаях испльзуется слово  «асса» - «сделать из наличного материала» (праматерии).

2. Изначально Бог и люди находились полном единении. Это был  «райский период».

3. Произошло некое повреждение человеческой природы, поставившее заслон непосредст­венному общению человека и Бога.

4. Изгнанные из «рая» люди стремились восстановить утерянную непосредственную связь с Творцом.

 Это стремление лежит в основе религии.

Концепция «прамонотеизма»

Суть: За многообразием существую­щих религий, обнаруживаются остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Монотеизм - главная, определяющая черта первоначальной религии.

Именно она предшествовала всем последующим формам рели­гии. В том числе языческим, включая верования самых отсталых народов. Со временем образ единого Бога размывался. Люди переходили к поклонению тем силам, от которых зависела их жизнь, прежде всего, силам природы. Ме­сто забытого единого Бога - Творца заняли идолы.

Впервые в сжатом виде эта концепция была сформулирована шотландским литератором и ученым Эндрю Лэнгом (1844 - 1912) в его книге «Становление религии» (1898).

Научному обоснованию её посвятил жизнь австрийский этнограф Вильгельм Шмидт (1868 - 1954), католический священник, полиглот и лингвист, основатель Венской школы этнографии. Десятилетиями он исследовал языки и обы­чаи народов и племен  Юго-Восточной Азии, Меланезии и Австралии. Итогом его деятельности стали 12 томов капитального труда «Происхождение идеи Бога».

 

Богословская концепция возникновения религии

( христианство, ислам, иудаизм):

 

1. Сотворение мира и человека.

Бог создал человека, наделённого разумом, бессмертием и сво­бодой воли. Адам состоял из  духа – устремленного Богу, души, свободно подчинявшейся духу, тела, подвластного душе. Человек единственный в творении принадлежит одновременно двум мирам – видимому и невидимому. Поэтому он имел своё, особое предназначение, которое не сводилось к удовлетворению естественных потребностей, как в мире животном.

2. Предназначение человека.

Сравним два стиха книги «Бытие», открывающей Ветхий завет.

Глава 1, стих 26: Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»

Глава 1, стих 27:  «И сотворил Бог человека, по образу Своему сотво­рил его».

Умолчание о создании человека и «по подобию», как и все в Библии, не случайно. Часть богословов утверждают: «образ Божий» («икона Теос») дан человеку как нечто свой­ственное ему от рождения, а «подобие» является идеалом, к которому он может и должен приближаться путем рас­крытия своих духовных сил.

 «Образ Божий» свойственен каждому человеку. Унаследованное от предков слово «образование» означает раскрытие этого образа в процессе обучения и воспитания. Эта главная задача в отношении подрастающего поколения в обществах, не отвернувшихся от Творца.

 «Подобие» же дается лишь в потенциальной возможности. Достижение его – это личный подвиг человека, определяемый его выбором, свободной волей.  

Достиже­ние богоподобия - высшая цель че­ловеческой жизни  в христианском мировоззрении.

3. Первая заповедь.

Жизнь в раю для первых людей была светлой и радостной, не омраченной болез­нями и страданиями. Она была зримым выражением любви Творца к ним. Естественный отклик человеческой души - любовь к Богу.

Любовь должна быть действенной. Для проявления ее Бог людям единственную заповедь (повеление, требование).

Вот как об этом говорится во второй главе библейской книги «Бытие»:              

«9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».

Исполнение заповеди – послушание.

Послушание - сознательное, свободное повиновения воле Бога.

Через послушание, исполнение заповеди проявляется любовь к Богу. Но Творец наделил чело­века свободной волей.  Воля – величина векторная: она может быть направлена как на исполнение повеления - послушание, так и на  неисполнение его – непослушание, или грех – непослушание.

4. Грехопадение.

Увы, первые люди ослушались Бога и нарушили Его заповедь. Обратимся к тексту Библии (Быт.3):

«1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2.  И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3. только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».

4. И сказал змей жене: нет, не умрете,

5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы бу­дете, как боги, знающие добро и зло».

6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожде­ленно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела».

Ева не устояла в любви к Богу и нарушила Его заповедь.  Грех  всегда имеет тенденцию к распространению. Ева уговорила Адама нарушить заповедь (соблазнила).

Далее происходит попытка утаить грех.

Быт. 3, 7-9:  «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сде­лали себе опоясания.

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты?»

Бог дает людям время на покаяние. Но вместо него происходит  перекладывание вины на другого.

Быт. 3. 10-13: «Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запре­тил тебе есть?

Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».

Грех Адама и Евы получил название пер­вородного, так как  явился нача­лом для всех последующих грехов в людях.

5. Изгнание из рая.

Наказанием за грех стало изгнание первых людей из рая.  Неизбежными для них стали болезни и смерть. Но самое главное – нарушился непосредственный кон­такт человека с Богом. 

В поте лица своего Адам добывал хлеб насущный, а Ева в муках ро­жала детей.

6. Первая религия.

У людей оставалась надежда на прощение, обещанное (обетованное) Богом. Но о нем необходимо было молить, обращаясь к уже невидимому Богу.  Убежденность в том, что Бог слышит человека, делала молитву Адама искренней и горячей. Молитва – основа первого Богослужения. 

Вторая основа – жертва, свидетельство понимания человеком того,  что все , что есть у него, на самом деле принадлежит Богу. Оно дается Им и отнимается по Его воле.  

7. Спаситель.

Религия Адама – синтез знания и веры. Его потомки знание утрачивали. Вера также слабела. Умножались грехи – непослушания.  Настало время, когда молитвы и жертвы Творцу приносились  лишь в семье праведного Ноя. На человечество, закосневшее в грехах, обрушилась Божья кара – Всемирный потоп. Спаслись лишь семья Ноя, восемь человек.

Но уже в потомстве Хама, одного из сыновей Ноя,  грех восторжествовал вновь. Затем он распространился среди потомков других сыновей -  Сима и Иа­фета. Память о Едином Боге - Творце сохранили немногие.  Человечество вновь погрузилось  в пучину греха.

Причиной отпадения человечества от Бога, неисполнения его заповедей является  повреждение природы человека первородным грехом и неспособность противостоять собственными силами ис­кушениям.

Кто же искушает человека?  

В мире невидимом, созданном ранее мира видимого,  некогда произошла метафизическая катастрофа. Бессмертное творение Бога, его помощник Люцифер (Эосфор, Денница) отпал от Бога. Он проявил непослушание  и увлек за собой часть духовных существ – ангелов «гр. «вестник»),  созданных «прежде всех век». Отпавшие от Бога и лишённые Его благодати, падшие ангелы (бесы, демоны) жизненно заинтересованы в том, чтобы человек грешил, отпадая. Подобно им, от своего Творца. 

Надежду на спасение от греха и вечную жизнь с Богом человечеству вернул Спаситель Сын Божий, чей приход был обещан Богом  Адаму и Еве. Своей кро­вью он смыл грехи человечества и вернул людям свободу выбора между грехом и послушанием, между возвращением Богом и дальнейшим уходом от Него.  Так считают  христиане. Мусульмане, считая, что люди сошли с пути спасения, указанного Спасителем Иисусом Христом, верят в то, что последним посланником Бога (Аллаха) стал  пророк Мухаммед.  Иудеи по-прежнему ждут прихода Спасителя -  Мессии.

 

Таким образом, с точки зрения  богословия  происхождение религии связано со стремлением восстановить утраченную связь с Богом. Утрата религиозного чувства – признак дальнейшего отдаления людей от своего Творца, их отказ от высшего предназначения, что  делает существование человека, народа, человечества бесцельным.

 

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 2728 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018