Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 21.04.2018, 19:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 3 Происхождения религии. Вопрос 2. Научные теории.
25.01.2011, 07:21

II. Научные концепции .

Богословским концепциям противостоят так называемые «научные теории» (концепции). Общее для них – отказ от «гипотезы» существования Бога  для объяснения происхождения мира и человека, возникновения феномена религии.   

1. Марксистская концепция (Исторический материализм):

Авторы её – Карл Маркс (1818 – 1863) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) утверждали, что все формы общественного сознания  определяются  общественным бытием. В нем, а  не в мире сверхъестественном, само существование которого отрицалось, следует искать причины возникновения и существования религии.

Фридрих Энгельс в «Анти-Дюринге» писал:

«...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах лю­дей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отра­жением, в котором земные силы принимают форму неземных» (М., Э. Соч. 2-е изд. Т.20. С.328).

Внешние силы, о которых писал Энгельс, делились на природные и общественные.

Первоначально в фантастических образах богов отражались только таинственные силы природы, затем и общественные отношения. Постепенно вся совокупность природ­ных и общественных атрибутов, олицетворённых  множеством богов, были перенесены на одного всемогущего Бога.

По образному выражению Карла  Маркса, «религия - это вздох угнетенной твари…Религия есть опиум народа» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с.415).  Следует помнить, что в те времена восприятие слова «опиум» весьма отличалось от современного. Тогда под ним понималось прежде всего лекарство, обезболивающее средство, приносящее пациенту пусть временное, но облегчение.

Исходя из специфики российского «обезболивания»,  убеждённый последователь К. Маркса В.И. Ленин (1870 – 1924) писал: «Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ» (Социализм и религия.  ПСС. Т.12.- С. 143).

Маркс и его последовательны были убеждены в том, что религия будет отмирать по мере продвижения к коммунизму и в процессе воспитания нового человека. Но жизнь опровергла это убеждение. По мере выкорчёвывания религиозности в обществе народ приходилось во всем возрастающем масштабе пичкать сивухой в прямом смысле этого слова. Чем меньше был уровень религиозности веры – тем сильнее возрастало  потребление алкоголя и других одурманивающих средств (в том числе и духовных).

Существование без веры в вечную жизнь, без  надежды на возвращение к творцу  лишало жизнь смысла. Бессмысленность  жизнь приводила наплевательскому отношению к ней, к  самоуничтожению народа.

 

2. Социологическая концепция.

Основатель научной социологии Макс Вебер (1864 – 1920) доказывал, что  религия возникает из объективных потребностей человеческого общества.Она:

- помогает получить целостную картину мироздания и определить места человека в нем;

- придает смысл социальной деятельности и человеческой жизни в целом;

- задает систему норм - мораль, в соответствии с которой одни дейст­вия разрешены, другие запрещены;

- предлагает идею воздаяния за беды, невзгоды и не­счастья, пережитые человеком в земной жизни.

Макс Вебер указал на связь религиозных систем с социальной активностью людей. По его мнению феномен европейского капитализма объясняется особенностями протестантской этики. То обстоятельство, что она рассматривала «труд по призванию» как средство «рели­гиозной гигиены», а успешность его - как  «знак милости Божией», сделало протестантизм носителем «духа капита­лизма». Капитализм не мог бы получить такого развития на Западе, если бы ему не пред­шествовало формирование этого духа под влиянием «хозяйственной этики» протестантизма.

 

3. Биологические и психологические концепции

Психоанализ (фрейдизм).

Австрийский психолог, невропатолог и психиатр 3игмунд Фрейд (1856 - 1939) применил прин­ципы обоснованного им метода психоанализа к исследованию религии. По его мнению, основу психики индивида составляет бессознательное - «Id» («Оно»), которое является психиче­ским представителем «первичных влечений» - природного биологического начала.

Среди первичных влечений выделяются сексуальные - Эрос, а также к смерти,  разрушению  - Танатос. Под влиянием окружающих, предъявляющих ин­дивиду систему табу, формируется его «Ego» - «Я», (поверхностный слой душевного аппарата – сознание) которое соизмеряет деятельность «Оно» с принципом реальности. В ходе со­циализации личности формируется ещё одна структура - «Super-Ego» («Сверх-Я»), в которой усваива­ются моральные, этические требования, идеалы и запреты.

Super-Ego воспроизводит в личности ту функцию, которую ранее выполняли родители и воспитатели. Стремящиеся к осуществлению бессозна­тельные влечения наталкиваются на сопротивление сознания, происходит их вытеснение.

«Я» оказывается под давлением «Оно», с одной стороны, и «Сверх-Я» - с другой. Стре­мясь примирить эти тенденции, «Я» постоянно терпит неудачу, а потому оказывается «льстецом, оппортунистом, лжецом».

 

Super Ego

 

Родители -------------Ego---------------Общество    

                                                                        

                                     Эрос  -------------- ---  Id ----------------   Танатос

 

У человека развивается чувство страха и вины, вытеснение влечений приводит к развитию   невроза.  

Согласно 3.Фрейду   невроз  -  это индивидуальная религиозность, а религия представляет собой универсальный коллективный невроз.

 

Коллективное бессознательное

Ученик З. Фрейда швейцарский психолог и   культуролог К. Г. Юнг   (1875-1961) разрабатывал концепцию «коллективного бессознательного».  Оно складывается из неких «начальных образов» -  архетипов (от греч. arche – начало;  typos - образ).

Архетипы лежат в основе в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других порождений фантазии. Религиозные представления также являются символическим проявлением архетипов.

Коллективное бессознательное – фундамент религии, утверждал К. Г. Юнг,  а «религия  является особой установкой человеческого ума... внимательное рассмотрение, на­блюдение за некими динамическими факторами, понятыми как «силы», духи,.,. демоны, боги, законы, идеи, идеалы - и все прочие названия, данные человеком подобным факто­рам, обнаруженным им в своем мире в качестве могущественных, опасных; либо способ­ных оказать такую помощь, что с ними нужно считаться; либо достаточно величествен­ных, прекрасных, осмысленных, чтобы благоговейно любить их и преклоняться перед ними... Можно сказать, что «религия» - это понятие, обозначающее особую установку сознания, изменённого опытом нуминозного» (К. Г. Юнг. Психология и религия).

 

 

«Новая теология»

Разработана Эрихом Фроммом (1900 – 1980), немецко-американским философом, социологом и психологог. Он писал:

«...под религией - я понимаю любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения».

Религиозны все люди. Религиозность не обязательно связана с идеей Бога, атеизм не синоним безрелигиозности. Религиозность проявляется в любом служении идеалам, независимо от того, поклоняется человек идо­лам, богам и святым, или вождям, классу, нации и партии, или успеху, богатству и силе.

В результате конфликта с официально признанными формами религиозности возникает  невроз - личная форма религии.

Эрих Фромм различает авторитарную и гуманистическую религии.

Авторитарной религию делает идея, согласно которой человек должен повиноваться внешней силе, господствую­щей над ним. Главная добродетель такой религии - послушание, а главный грех - непови­новение.

Гуманистическая религия, напротив, сосредоточена на человеке и его способностях. Она ориентирует личность на самостоятельность и веру в собственные силы, на реализацию своего потенциала; она утверждает ценность человеческой личности, право человека на счастье и свободу.

Религиозное переживание в гуманистической религии есть ощущение единства со всем сущим, основанное на родственном отношении к миру, осознанном при помощи мысли и любви.

Гуманистическая религия развивает способности любви к ближнему и к самому себе и чувство солидарности со всеми живыми существами. Целью человека в такой религии яв­ляется достижение величайшей силы, а не величайшего бессилия, добродетелью - само­реализация, а не покорность.

Имя религии Фромма – гуманизм. Она не нуждается в Боге. Она оказалась удобной для постсоветского общества, в котором одну религию без Бога – коммунизм пытаются заменить на другую.

Более ста лет назад   известный церковный и общественный деятель митрополит Макарий, в миру Михаил Петрович Булгаков предупреждал: «Общество людей без веры в Бога и бессмертие души, это почти стадо диких зверей, хотя и одаренных разумом, которые всегда готовы терзать и истреблять друг друга».

Осталось вспомнить Алешу Карамазова: «Если Бога нет, то все дозволено».

 

«Научная» схема возникновения и развития религии:

 

1. «Дорелигиозный период» в истории человечества.

Сторонники этой гипотезы утверждают, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верований, ибо их сознание было непосредственно впле­тено в практику и не могло создавать каких-либо абстракций, в том числе религиозных. Многие этнографы, антропологи и религиоведы на рубеже XIX - XX вв. приводили сведе­ния о существовании племен столь низких в своем культурном развитии, что у них якобы полностью отсутствовали религиозные представления и понятия.

Но после тщательного изучения жизни этих племен, их обычаев, языков, особенностей мышления исследователи неизменно обнаруживали у них зачатки религиозных верований и культовой практики. Поэтому гипотеза о существовании «дорелигиозного периода» так и осталась гипотезой.

В настоящий момент можно с уверенностью утверждать, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени от­носится появление человека разумного (Homo Sapiens), который достаточно резко отли­чался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологиче­скими и психологическими характеристиками, был способен к созданию понятий и опре­деленного уровня абстракций.

О существовании религиозных верований в тот период истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установлено, что в те времена человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем над покойниками предварительно соверша­лись обряды их подготовки к последующей жизни. Их тела покрывались слоем охры, ря­дом с ними клали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Следова­тельно, первобытные люди уже имели представление о том, что наряду с реальным миром существовал мир иной, где обитали умершие.

Примеры захоронений первобытных людей в Крыму:

Пещера Киик-Коба. В ней погребены ребёнок 6-7 месяцев и женщина. Останки лежат на правом боку, с поджатыми ногами. Над ними совершался погребальный обряд.

Пещера Мурзак-Коба. 10-6 тысяч лет назад. Парное захоронение,  совершенное около 10 тысяч лет назад.  Захоронены мужчина и женщина, умершие  одновременно. Женщина убита ударом тупым предметом по голове. Фаланги мизинцев у неё ампутированы за несколько лет до смерти (до сих пор этот обычай существует у некоторых племён Африки как свидетельство траура по умершему ребёнку).

Религиозные верования нашли отражение в произведениях пещерной живописи. Подав­ляющее большинство древних наскальных рисунков - это сцены охоты, изображения лю­дей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шкуры, а иногда - зооантропоморф­ных существ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том, что первобыт­ный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, а также в возможность воздействия на поведение животных с помощью определенных дей­ствий.

 

2. Формирование «ранних форм религии».

Религиоведение различает несколько основных форм ранних религиозных верований:

Тотемизм - вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных или растений. Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототеман», которое на языке северо­американских индейцев племени оджибве означает «его род».

Фетишизм - наделение неодушевлённых предметов сверхъестественными свойствами и поклонение им. Получила название  от португальского слова fitico («магиче­ская вещь»), которое, в свою очередь, является производным от латинского слова factitius («магически искусный»).

Эта форма религии впервые была обнаружена португальскими моряками в Запад­ной Африке, а затем многочисленные её проявления  были выявлены во многих рай­онах мира.  Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: ка­мень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, юве­лирное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему по природе  свойства -  способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п. Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо не­удача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим.

Анимизм - вера в существование душ и духов (от лат. anima - душа).

Детальный анализ анимистических верований был дан английским антропологом Э. Тай­лором (1832 - 1917) в его работе «Первобытная культура». Согласно теории Э. Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представле­ний возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, виде­ния, болезнь, смерть, а также из переживаний  транса и галлюцинаций. Будучи не в со­стоянии правильно объяснить эти сложные явления, «первобытный философ» вырабаты­вал понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире.

Второй ряд анимистиче­ских верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явле­ния и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, во­лей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов гроз­ных сил природы, растений, животных, которая в ходе сложной эволюции трансформиро­валась в политеизм, а затем и в монотеизм.

Несомненным является то, что анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бес­смертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи.

Магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) - совокупность представлений и обря­дов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий.

 Современные этнографы классифицируют ма­гию по методам и по  целям воздействия.

По методам воздействия магия делится на:

- контактную - путем непосредственного соприкос­новения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие;

- иници­альную - акт направленный на объект, который недосягаем для субъекта магиче­ской деятельности;

- парциальную - опосредованное воздействие через остриженные во­лосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к носителю маги­ческой силы;

- имитативную - воздействие на подобие объекта

 По целям воздействия ма­гия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т. п.

Шаманизм – особый комплекс обрядов и ритуалов, связанный с верованиями в сверхъ­естественные способности и возможности древних служителей культов – шаманов всту­пать в непосредственный контакт с добрыми и злыми духами и влиять на них.

Культ предков – поклонение духам умерших предков и вера в тесную взаимосвязь ме­жду живыми людьми и умершими, которые продолжают оказывать влияние на дела и об­стоятельства живущих.

 

3. Полидемонизм -  почитание множе­ства духов.

Расслоение первобытного общества, выделение племенной аристократии к переменам в культе. Ранее аморфные и безличные духи наделяются именами, становятся демонами.

 

4. Политеизм - поклонение множе­ству божеств.

Постепенно наиболее почитаемые духи (демоны) становятся божествами, которые выходят за пре­делы местных, индивидуальных или племенных рамок.

 

5. Генотеизм – выделение одного божества из множества.

Признавая существование многих божеств, та или иная общность людей начинала считать своим покровителем лишь одного из них и поклонялась только ему. По­степенно таковыми становились боги, связанные с небом или небесными явлениями (Тянь – в Китае; Ра – в Египте; Индра – в Индии и т.д.).

Остался один шаг до единобожия.

 

5. Монотеизм – вера в Единого Бога

Таковы основные подходы к проблеме возникновения феномена религии. Примирить их в одной личности не представляется возможным. Но у каждого человека есть свобода выбора. 

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 6265 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018