Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 21.04.2018, 20:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 5. Религии Китая, Японии и Индии. Вопросы 1-2
25.01.2011, 07:45

 Лекция 5. Религии Китая, Японии и Индии

 Вопросы лекции:

 1. Даосизм  2. Конфуцианство 3. Синтоизм 4. Индуизм

                                                                                                                                                                 I. Даосизм.

Начало формирования даосизма как национальной китайской религии – середина I тыс. до н.э. Основателем считается легендарный мудрец – Лао-Цзы (Lao Tseu), настоящее имя - Ли-Эр.

1. Вероучение.

Даосизм – политеистическая религия. Простое перечисление различных божеств составит объемистую книгу. Среди них есть божества небесные, земные («достопочтенные»), загробного мира,  «призраки божеств», божества, обитающие в людях (их 36 тысяч, добрых и злых),  т.н. «бессмертные» и т.п.. 

 Главные категории даосизма:

Дао

Иероглиф состоит из двух частей: левая - «идти», правая - «голова», что можно истолковать как «главный путь».

Категория дао имеет несколько толкований:

1.  «Путь», «дорога» развития человека, народа, общества, страны , человечества, Вселенной к духовному просветлению через самосовершенствование.

2. Абсолют - вечная и бесконечная первооснова мира.

3. Начало, «мать» всего сущего; все происходит от Дао, совершает кругообо­рот и опять в него возвращается.

Дао присутствует во всём, не познается разумом и не выражается в словах.

Ци

Можно перевести  как «пневма» или «эфир». Это - исходная первосубстанция, из которой «состоит» все сущее.

Иероглиф «ци» составлен из трех, означающих пищу, воду, и воздух. Сгущаясь и огрубляясь, ци становится веществом, утончаясь - духом.

В промежуточном состоянии ци представляет собой жизненную энергию и силу, растворенную в природе и поглощаемую человеком при дыхании.

Эта жизненная сила циркулирует и по особым каналам (цзин) в человеческом теле. Ее накопление и правильная циркуляция в теле - одна из важнейших задач даосских дыхательных и гимнастических упражнений, лежащих в основе различных систем «ци гунн» («работа с ци»).

Единое ци состоит из двух начал: 

инь и янь (инь-ци и ян-ци),  т. е. женское (покой, холодное, темное, мягкое) и мужское (движение, горячее, светлое, твердое) начала.

Взаимодействие инь и янь  подчиняется двум законам:

- вечное единство и противоборство;

- преобразование из одного состояния в другое.

 Инь и янь оказывают постоянное влияние на пять первоэлементов, из которых состоит все живое и неживое в мироздании. Эти пять первоэлементов – «огонь», «вода», «металл», «дерево», «земля».  

Человек.

Изображается иероглифом «жэнь» - «человек среди людей», "человечность".  Человек - микрокосм, «вселенная в миниатюре». Он подобен макрокосму – Вселенной или Универсуму.

У человека есть свое личное вечное дао (дэ).  Оно дает каждому возможность обрести личное бессмертие.  Для достижения бессмертия необходимы:

- ограничение в еде.  Кандидат в бессмертные должен был отказаться вначале от мяса и вина, потом вообще от любой грубой и пряной пищи, затем от овощей и зерна.

Постепенно удлиняя перерывы между приемами пищи, следовало научиться обходиться совсем немногим – легкими фруктовыми суфле, пилюлями и микстурами из орехов, корицы, ревеня и т. Следовало также научиться утолять голод с помощью собственной слюны.

-  физические и дыхательные упражнения, от различных движений и поз («тигра», «оленя», «аиста», «черепахи») до инструкций по общению между полами. Важно умение владеть своим дыханием, задерживать его, превращать его в едва заметное – «утробное».

- добродетельность, высокие нравственные качества. Главная, сущностная черта человека, через которую проявляется его дао – милосердие.  Чтобы стать бессмертным, кандидат должен был совершить не менее 1200 добродетельных акций, при этом даже один безнравственный поступок сводит все на нет.

Человек может избежать болезней, причина которых - нарушение баланса инь и янь в организме. Восстановление его – акупунктура, иглоукалывание и прижигание. Специальные снадобья, применяемые при лечении, готовятся по строгим рецептам, ибо их состав определяется и магической силой ингредиентов.

Самым совершенным образом жизни считается отшельничество. Только через него можно достичь бессмертия.

Фэн-шуй

Дословно означает - «ветер – вода». Даосская практика освоения пространства. Основана на поиске мест с благоприятными для человека потоками ци. Связывает в систему земную поверхность, небесные явления, звезды и планеты,  знаки зодиака,  страны света, учение об инь – янь и первоэлементах.  

Компас, одно из величайших изобретений китайцев, также появился для нужд геомантии.

 2. Культ.

В даосизме есть храмы, монашество и монастыри, возглавляемые настоятелями. Культовые действия:

- жертвоприношение в форме подношения статуэткам божеств мяса, рыбы, овощей, фруктов;

- зажигание специальных ароматных палочек, зажатых между руками;

- гадание на особых раковинах;

- различные магические ритуалы, непонятные для стороннего наблюдателя. 

 3. Этика.

Основа этики -  противопоставление двух принципов «Вэй» и «У вэй».

Вэй - так называемое «деяние».

Следование этому принципу означает, что все действия человека рассчитаны, имеют какую-то причину, либо направлены на достижение какой -либо цели.  Приверженность человека «Вэй» выводит из равновесия как его самого, так и мир. Антиподом Вэй является принцип У вэй. 

У вэй -  «недеяние», отсутствие целенаправленной деятельности, означает отказ от действий по собственному усмотрению, желаниям и пристрастиям.

Дао абсолютно свободно и следует лишь своей собственной природе. Чтобы следовать Дао нельзя противодействовать естественному ходу событий.

Нужно «плыть по течению в нужном направлении». Это позволяет «мягкому побеждать твердое» и «слабому превозмогать сильного». Своевольное же действие ведёт к пустой трате сил, неудаче и гибели.

 Отношение к миру:

Мир является образом Дао, он совершенен и прекрасен. Исходя из этого, любая попытка изменить мир является посягательством, святотатством на его совершенство. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом. Для установления в ней гармонии и порядка необходимо дать свободу её прирождённым качествам.
Отношение к власти.

Даосы полагают, что человек, наделенный высшей добродетелью, пребывает в победоносном недеянии. Мудрый правитель, следующий Дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии.

Поэтому лучшим правителем является тот, о котором народ ничего не знает, или знает понаслышке.

Худшим является тот, которого народ любит, совсем плохим - тот, которого народ боится и ненавидит.

Даосы полагают, что только та страна счастлива, в которой люди живут согласно естественным желаниям.

Своеобразно отношение к знаниям - с их ростом  увеличивается произвол. Это ведет  к росту насилия и числа законов, его ограничивающего. Дополнительные знания поражают скорбь и несчастия.

Отношение к жизни и смерти.

В жизни даосы не видят добра, а в смерти - зла. Они не боятся смерти, но не избегают жизни. Человек не должен печалиться ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность.

Жизнь можно представить, как один миг в вечности, где смерть - есть постоянство, т.е. символ блага.

Физическая смерть - всего лишь отделение вечного дао от тела и растворение его в Абсолюте.

Кем надо быть

Надо перестать стремиться быть кем – то для того, чтобы стать всем.

Как надо общаться с помощью слов

«Сеть нам нужна до тех пор, пока мы не поймали рыбу. Слова нам нужны до тех пор, пока мы не уловили смысл».

 Афоризмы и высказывания Лао - Цзы

 Самые лучшие вожди те, существование которых народ не замечает.

Когда вождь, заслуживающий название самого лучшего, завершает свою работу, люди говорят: «Мы все сделали сами».

Чтобы вести людей за собой – иди за ними.

Когда множатся законы и приказы, растёт число воров и разбойников.

Кто хочет быть во всем правым, того не слушают.

Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют ещё меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает.

Голос истины противен слуху.

Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело - из малых.

Причина, по которой реки и моря получают дань от сотни горных потоков, заключается в том, что они находятся ниже последних. Благодаря этому они в состоянии господствовать над всеми горными потоками. Точно так же и мудрец, желающий быть выше людей, ставит себя ниже их.

Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.

Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.

О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства.

Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив.

Когда нет врагов, то не бывает войны.

Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.

Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твёрдый предмет.

 II. Конфуцианство.

 Конфуцианство –учение, разработанное Кун-цзы или Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). В Китае это учение известно под именем жу-цзяо, «религии учёных»;

Конфуций происходил из  знатного рода. Он родился, когда отцу было  63 года, а матери 17. Отец вскоре скончался и семья обеднела. С раннего детства Конфуций много работал. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Много времени и сил уделял  самообразованию.

 Вероучение.

Главный источник вероучения – сборник изречений Конфуция – Лунь Юй («Суждения и беседы»)

 Конфуцианство исходит из того, что есть высшее божественное начало – Тянь (Небо), высшая реальности. Но оно не ставит целью жизни человека установление личной связи с этой реальностью. У человека другой смысл жизни - следовать высоким нравственным идеалам. Воплощение этих идеалов   - Цзюнь-цзы  («Благородный муж»). Это понятие – центральное в учении Конфуция.

Благородный муж -  образец нравственного совершенства,  человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.

Лунь Юй определяет цзюнь цзы как  человека честного, искреннего, прямодушного, бесстрашного, всевидящего и понимающий, внимательного в речах и осторожного в поступках.  

В сомнении он должен сдерживаться, в гневе – обдумывать поступки, в выгодном предприятии – заботиться о честности,  в юности - избегать вожделений, в зрелости – ссор, в старости - скупости.

Цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Свою жизнь он посвящает поиску истины, служению высоким идеалам и людям.

 Две главных черты благородного мужа:

1. Жэнь – «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность».

Следовать Жэнь означает руководствоваться сочувствием и любовью к людям, качествами, отличающими человека от животного.

2. И – чувство долга.

Долг – это моральное обязательство, которое человек накладывает на себя сам, в силу внутренней убеждённости  в том, что следует поступать именно так, а не иначе. И - уравновешивает мягкость Жэнь и сообщает благородному человеку твёрдость и строгость.

И – антипод эгоизма. Чувство долга обусловлено не выгодой, не расчётом, а высшими моральными принципами и знанием. Поэтому И включает  обязанность учиться, стремление к знаниям;

 Благородный муж должен обладать и другими достоинствами («постоянствами»), связанными с главными чертами:

Чжи -  здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность ,  умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе.  Чжи противостоит глупости  и предупреждает упрямство. 

Синь  - искренность, добрые намерения, непринуждённость и добросовестность.  Предупреждает лицемерие.

Ли (букв. «ритуал», «правила», «церемонии», «этикет», «обряд»,  «обычай») - соблюдение церемоний и обрядов.

Приверженность этому принципу воплотилась в то, что иностранцы называют «китайскими церемониями».  На любой момент жизни – от  рождения до смерти,  в радости и существовали строго регламентированные  и обязательные для всех правила поведения.  Они включены в трактат Ли цзи («Записки о благопристойности»\ «Книга ритуалов»), составленный в эпоху династии Хань (206 г. до н.э. – 220 н.э.)

Конфуций утверждал: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов, или, тем более, отменить их, то все перемешается и возникнут нестроения».

Важнейшие обряды:

«Надевание шапки»  - обряд совершеннолетия. Совершается над юношами от 15 до лет и девушками 15 лет или после обручения. Производится кем-либо из родственников (но не отцом), в присутствии всех родственников. Юноши получают новое имя.

Брак. Главное и обязательное требование - жених и невеста должны иметь разные фамилии (поэтому родство по матери не принимается во внимание) и имели  - первый не менее 16 лет, вторая - не менее 14. Обязательные элементы брака - сватовство, сговор, встреча женихом невесты в её доме, питьё из брачной чаши за ужином в доме жениха и, наконец, представление молодой предкам мужа, в род которого она теперь вступает.

Погребение – малое, затем большое. Включает одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника (точнее  - полотняной куклы, в которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, само погребение (не позже 100 дней после кончины). Пока тело находится в доме, рекомендуется, для увеселения души усопшего приглашать музыкантов.

Вся семья ежедневно утром и вечером собирается около гроба и оплакивает покойного. При этом старшее лицо в доме возжигает курительные свечи и совершает возлияние вина. После погребения соблюдается траур, различный по продолжительности и строгости в зависимости от степени родства. Во время траура нельзя есть мяса и овощей, пить вина, слушать музыку и вообще веселиться. Траурный цвет – белый. 

 Позже достоинства (или «постоянства») «благородного мужа» были связаны с пятью стихиями:

Жэнь -  Дерево. И -        Металл. Ли -     Огонь.Чжи -  Вода. Синь -Земля.

 Социальная концепция.

Основывается на нескольких базовых принципах:

1. Все должны знать свои права и обязанности и делать то, что им положено.

 «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником».

Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий:

верхов - тех, кто думает и управляет и

низов – тех, кто трудится и повинуется.

Критерием разделения общества на верхи и низы должны быть не знатность происхождения и не богатство, но  знания и добродетели - степень близости к идеалу «благородного мужа».

Формально этот критерий открывал путь от низов к верхам для любого человека. Главное препятствие – овладение грамотностью, преодоление «стены иероглифов». Личная грамотность  определяла социальное положение и, соответственно, благосостояние человека  на протяжении всей истории Китая.

2. Руководить должны люди с высокими нравственными качествами.

Управление - важнейшее государственное дело и осуществлять его надо силой личного примера.  «Управлять - значит поступать правильно», говорил Конфуций.  Он был решительным противником упования на строгость законов.

Конфуций осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые нормы. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться от наказаний,  и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

Конечной и высшей целью управления Конфуций провозгласил интересы народа. При этом он считал, самому народу его собственные интересы непонятны и недоступны. Поэтому без  попечения со стороны образованных управителей низы не могут обойтись.

«Народ следует заставлять идти должным путём, но не нужно объяснять, почему», говорится в Лунь Юй.

 3. Строгое повиновение старшим.

Любой старший, будь то отец, чиновник, государь -  беспрекословный авторитет для младшего, подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - обязательная норма для младших в государстве, коллективе, семье.

Конфуций говорил, что государство – это большая семья, а семья –малое государство.

Именно люди с такими достоинствами должны управлять государством на всех уровня, включая высший - императора («Сын Неба»).

Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие.

 Культ

1.  Культ предков - как мёртвых, так и живых.

Почитание предков - первейшая обязанность человека, универсальная и всеобщая норма поведения. Оно обосновано в Конфуцием в его учении о сяо - сыновней почтительности как  основе человеколюбия (жэнь). 

Согласно Ли цзи,  сяо обязывает  каждого служить родителям при жизни, похоронить их после кончины, приносить им жертвы после погребения.

Сяо требует быть готовым на все во имя здоровья и блага родителей, почитать их при любых обстоятельствах.  Даже если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, почтительный сын обязан лишь смиренно увещевать родителя, униженно просить его вернуться на стезю добродетели. В Китае считалось, что сын не смеет свидетельствовать против отца. Конфуций однажды даже сказал, что честность состоит не в том, чтобы предать отца, а в том, чтобы покрыть его, даже если он «украл барана».

Культ сыновней почтительности с течением времени достиг в Китае всеобщего признания, стал нормой жизни. Каждый китаец знает выдающиеся примеры, собранные в сборнике «24 образца сяо». Вот несколько примеров из него:

Бедный человек, продавший в рабство сына, чтобы накормить умирающую с голода мать, находит в огороде сосуд с золотом и надписью «за твоё сяо».

Восьмилетний мальчик в летние ночи не отгонял от себя комаров, так как считал, что пусть они лучше жалят его, чем станут беспокоить его родителей.

Почтительный сын в голодный год отрезал от себя кусок тела, дабы сварить бульон для ослабевшего отца.

Добродетельный император Вэнь-ди из династии Хань во время трёхлетней болезни матери не отходил от её ложа, лично готовил ей еду и пробовал все предназначавшиеся ей лекарства.

Культ предков требует знать и почитать до четвёртого колена. Каждому из них посвящена отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжжением курительных свечей, а в определённые дни - жертвоприношениями из различных напитков и кушаний. Перед этими же таблицами должны совершаться обязательные доклады о всякой более или менее значительной отлучке из дома и о всяком выдающемся событии в нем.

 2. Культ лиц,  удостоенных чествования государством и народом. 

К чествуемым государством лицам относятся:

-  правители всех династий, в том числе и нынешний;

- все те, кто принёс пользу всему государству (изобретатели земледелия, шелководства и т.д., великие учёные , в том числе Конфуций и 86 его учеников и последователей) или его части (среди них чэн-ваны - «хранители городов»);

- всякий, о чьей полезной деятельности местное начальство и население засвидетельствует перед правителем.

Народное чествование ничем не стеснено. В каждой местности много своих местночтимых, в том числе и одной семьей, лиц. 

Для совершения обряда почитания в определенный  день на могилу или в храм, посвященный объекту поклонения,  является старший чиновник (при государственном чествовании) или глава семьи. Они совершают определённое количество коленопреклонений, возжигают  свечи, иногда ставит жертвы из съедобных вещей. Прочитывается написанная на отдельном листе специальная молитва, которая затем тут же и сжигается в фонарике, находящемся на дворе прямо против статуи или изображения духа.

3. Культ семьи.

Семья – основа китайского  общества. Интересы семьи всегда выше интересов отдельного е члена.  Браки заключались по выбору родителей и в интересах семьи. Личные чувства новобрачных играли при этом второстепенную роль. Любовь – это более низкое, личное чувство, чем интересы семьи, следование которым - моральный долг (и). Любовь могла прийти после брака, могла и не приходить вовсе. Но это не мешает существованию семьи и выполнению супругами своего семейного долга, рождению и воспитанию  детей.

Прочные семейные связи определили создание больших родовых общин – кланов, связанных культом общих предков и нормами сяо.

Конфуцианство не имеет священнослужителей. Его ритуалы и церемонии всегда выполнялись государственными чиновниками и главами семей.

 По мере развития конфуцианства в нем все отчётливее проявлялся культ Неба как источника моральных норм.  

Центральная власть освящалась культом  императора, «Сына Неба», управляющего Китаем от имени великого Тянь.

С течением времени сложился культ Поднебесной, то есть Китая, рассматривающегося как центр Вселенной, вершина мировой цивилизации, сосре­доточение истины, мудрости, знания и культуры, реализация священной воли Неба.

 Конфуцианство стало основой всего китайского образа жизни, концентрированной формой выражения китайской культуры. Можно сказать, что благодаря конфуцианству китайское общество существует, несмотря на все потрясения, в почти не меняющемся виде уже более двух тысяч лет.

Афоризмы Конфуция

Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

Благородный муж думает о высоком. Низкий человек думает о том, что выгодно.

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

 Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.

Учитель сказал: «Мое дело кажется безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».

Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучится. Достоинствам их я постараюсь подрожать, а на их недостатках сам буду учиться.

Ученик Цзы-Лу спросили о том, как чтить духов. Учитель сказал: «Ты еще не умеешь служить людям, как же ты сможешь служить духам?». Тогда ученик спросил о том, что такое смерть. Учитель сказал: «Ты еще не знаешь, что такое жизнь, как же ты можешь знать, что такое смерть?»

Благородные муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?». Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром».

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить другой поступок.

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.

Достойный человек не идет по следам других людей.

Учитель сказал: «Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?»


Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 1630 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018