Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 26.05.2018, 06:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 5. Религии Китая, Японии и Индии Вопросы 3-4
25.01.2011, 07:47

III. Синтоизм.

Синто – национальная религия японского народа.

Само название религии - син-то («путь богов») – китайское. По- японски оно звучит как ками-но-мити.

Вероучение.

Синтоизм основан на анимизме (от лат. animaдуша и  animus – дух)  - вере в одушевленность всей природы. 

Синтоисты верят в то, что у всего в мире есть своя духовная сущность - ками.

Ками есть у каждого человека,  у отдельного дерева или целой рощи, камня, гор, рек, природных явлений и т.д.

Ками делятся на ранги. К высшему относятся «небесные» ками. Ниже их стоят «земные» ками. Еще ниже по рангу располагаются ками, живущие в предметах и представляющие явления природы.

 

Культ:

1. Почитание ками.

Среди них особо почитается ками солнца – Аматэрасу. Она научила людей возделыванию риса, технологии получения шелка и работе ткацкого станка.

Синтоисты  считают Амэтэрасу родоначальницей династии императоров Японии.  Некогда она  послала своего внука Ниниги править Японскими островами и вручила ему три предмета, которые должны были облегчить ему путь: бронзовое зеркало, ожерелье из драгоценных камней и меч. Они стали  священными регалиями японских императоров, олицетворяющими мудрость, процветание и мужество.

Ниниги спустился с Неба на вершину горы Такатико на острове Кюсю. Здесь он женился на смертной женщине и со временем передал власть своему внуку Дзимму, первому земному правителю Японии.

Дзимму, согласно древним японским книгам,  жил с 711 по 585 годы до н.э.

На трон он взошел 11 февраля  в  660 году до н.э.

Этот день отмечается в Японии как один из главных праздников - Кигэнсэцу.

2. Тэнноизм - культ императора.

Потомки Дзимму правят Японией до сих пор. Они  носят титул тэнно - «сын неба» (ранее титуловались микадо – «высокие врата»). 

Император (тэнно) - символ единства японской нации.

Сейчас правящим императором, 125 - м в династии, является Акихито (р.1933 г.), занимающий трон с 1989 года. Его преемником объявлен старший сын – наследный принц Нарухито (р. 1960).

 

3. Почитание священных мест, первое место среди которых занимает вулкан Фудзияма.

 

Храмы. Служат для совершения об­рядов, молитв и жертвоприношений. В них, по представлениям синтоистов,  обитают ками. К началу XX века число храмов синтоистских достигло 200 000, однако их число затем сокращалось, и в настоящее время в Японии насчитывается около 80 000.

Храм обязательно связан с тем или иным участком ландшафта: горой, лесом, водопадом. Если нет природного окружения, храм должен иметь символический пейзаж. По традиции, каждые двадцать лет храм следует обновлять.

Обычно храм состоит из двух или более строений. Главное здание (хондэн) - предназначается для божества. В нём находится алтарь, где хранится синтай или «тело ками»  - предмет, в который, как считается, находится ками. Синтаем могут быть разные предметы: деревянная табличка с именем божества, камень, ветвь дерева. 

Кроме хондэн, в храме обычно находится хайдэн - помещение для молящихся. Могут быть и другие постройки: синсэндзё - помещение для приготовления священной пищи, хараидзё - место для заклинаний, кагурадэн - сцена для танцев, а также другие вспомогательные постройки. Все постройки храмового комплекса выдерживаются в одном архитектурном стиле.

Большинство храмов – небольшие постройки, посвященные отдельным ками. Но есть и большие храмовые комплексы,  имеющие общенациональное значение.  Самый известный из них, центр  религии синто, храм Ясукуни в Токио. В нем поклоняются душам воинов, погибших за Японию и императора.

При храмах служат  священники - каннуси (как правило,  только один), проводящий религиозные обряды. Ритуальное облачение священника состоит из белого кимоно, плиссированной юбки (белой или цветной) и чёрной шапочки. В обычной жизни каннуси носят гражданскую одежду.

 

Обряды. Служат установлению и поддержанию связи между верующими и ками, а также развлечению ками, доставление ему удовольствия. Они включают в себя индивидуальные молитвы прихожан а также коллективные храмовые обряды:

 - очищения (хараи),

- жертвоприношения (синсэн),

- молитвы (норито),

- возлияния (наораи),

Сложными обрядами наполнены храмовые праздники - мацури. Важной частью мацури является шествие по улицам с небольшим переносным святилищем - микоси, в котором находится божество.

Праздник сопровождается сильными возгласами. Считается, что шум доставляет радость ками. Для привлечения их внимания совершается обряд касивадэ – хлопок в ладоши.  

Синто не требует от верующего обязательного частого посещения храмов. Достаточно участия в больших храмовых праздниках, а в остальное время человек может молиться дома или в любом другом месте, где сочтёт нужным.

Для домашней молитвы устраивается маленький личный храм (в виде отдельного строения рядом с домом) или  домашний алтарь – камидана.  

Камидана представляет собой небольшую полочку, украшенную ветками сосны или священного вечнозеленого дерева сакаки. На неё ставятся талисманы, купленные в храмах, таблички с именами божеств, которым поклоняется верующий. Перед совершением молитвы камидана прибирается и протирается. На нее  ставят свежие ветки и подношения, как правило,  сакэ и рисовые лепёшки.

Этика.

Главный этический принцип синто - жизнь в согласии с природой и людьми.

В синтоизме собственное представление о добре и  зле, которое отличается от христианского.  

Добро (еси - хорошо) и  зло (аси - плохо) – не абсолютны. Различие между ними в том,  пригодны ли они для использования в жизни. Оценка конкретного действия целиком зависит от обстоятельств и целей, которые ставил перед собой совершающий его человек.

Добродетелями человека признаются сочувствие к окружающим, уважение к старшим по положению, способность «жить среди людей» - поддерживать искренние и дружелюбные отношения со всеми, кто окружает человека.

Добрый человек всегда действует с искренним, открытым сердцем, его поведение уважительно и безупречно, он  воспринимает мир таким, каков он есть и не стремится изменить его.   

Злом считается всё, что нарушает существующий порядок, разрушает гармонию мира и мешает служению ками. Пороками считаются злоба, эгоизм, соперничество ради соперничества, нетерпимость к другим людям.

Душа человека изначально добра (еси). Зло вносится в неё злыми духами, пользующимися слабостями человека, его соблазнами и злыми помыслами.

Таким образом, зло, в представлении синто - это болезнь человека и мира в целом.

На синтоизм большой влияние оказали буддизм и конфуцианство. Не случайно говорят, что японец живет как конфуцианец, женится как синтоист и умирает как буддист. В японском доме обычно два алтаря - синтоистский и буддийский.

Святитель Николай Японский (1836-1912), основатель Православной Церкви Японии, писал: «Не знают еще японцы истинного Бога, но «естеством законное творят» (Рим. 2, 14). Три доселешние няньки японского народа, каждая воспитала в нем нечто доброе: синто - честность, буддизм - взаимную любовь, конфуционизм - взаимное уважение. Этим и стоит Япония»

(Святитель Николай Японский. Запись от 4 марта 1901 г. // Дневники святого Николая Японского. т. 4. Спб., 2004, с. 414).  

 

Четвертой по распространенности религией японцев является христианство. Среди различных его направлений нашлось место Православию.  Автономная Православная Церковь Японии входит в состав Московского Патриархата. Насчитывает около 36 000 человек. Глава – митрополит Токийский и всей Японии Даниил (в миру Икуо Нусиро).

 

 

IV. Индуизм

Истоки национальной религии Индии уходят в религию кочевников-ариев, вторгшихся на полуостров Индостан в середине II тыс. до н.э. Свой вклад в её развитие  внесло покорённое местное население - дравиды, создавшие к этому времени развитую цивилизацию Мохенджо-Даро и Хараппы.

 

Вероучение

Источники вероучения:

I. Шрути – «услышанное»  или «откровение».

Аналог Священного Писания. Содержание шрути согласно верованиям индуистов было передано богами древним мудрецам и  позже записано. В шрути включаются:

1. Веды (Самхиты) – сборники священных гимнов древних ариев. Их четыре.

Ригведа (Веда гимнов), самый древний сборник, записанный около 1200-100 г. до н.э. Объем его 10,5 тысяч строф (1028 песен среднего размера в 10 строф), то есть «Илиада» и «Одиссея» Гомера вместе взятые.

Самаведа (Веда песнопений),  Яджурведа (Веда ритуальных заклинаний),  Атхарваведа (Веда магических заклинаний).

В 7-3 вв. до н. э. - 14 вв. н. э. составляются Упанишады (санскр.  - «сокровенное знание»), заключительная часть вед, их окончание («веда-анта»).

В центре упанишад - учение о Брахмане (объективном космическом духовном начале) и атмане – индивидуальном субъективном духовном начале.

2. Брахманы – комментарии к Ведам.

3. «Законы Ману», составление которых приписывают легендарному праотцу человечества.

 

II. Смрити – «запомненное», т.е. предание.  Разнообразная литература, созданная на основе шрути.

1. Поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Последнюю из них иногда называют пятой Ведой.

2.  Пураны – исторические книги.

 

 Пантеон божеств.

У ариев, пришедших в Индию, было представление о космическом духовном Первоначале, эманации которого превратились в существующий мир. В Упанишадах оно именуется Брахманом.

Брахман непознаваем и не может быть описан в терминах дифференциальных признаков. Это высшая объективная безличностная реальность – Абсолют.

В результате взаимодействия с местными языческими культами религия ариев становится политеистической. В Ведах упоминаются сотни богов. Они делятся на две группы -  асуры и дэвы, которые ведут борьбу между собой. Впоследствии дэвы предстали  добрыми божествами, а асуры – злыми. Союзниками последних стали злые великаны – ракшасы.

 В религии древних ариев верховным асуром почитался Индра, бог грома и молнии. Поклонялись также Варуне (в некоторых текстах он представал верховным богом), Митре («друг») - солнечному богу и защитнику людей. 

Позже в центре индуистского пантеона становится  Тримурти (санскр. триединство, троица)  – Брахма, Вишну и Шива. Они олицетворяют круговорот природы – творение, развитие и смерть. Изображаются с одной головой и тремя ликами.

Брахма наделен функциями созидателя, творца.

Вишну – охранитель, добрый, мягкий, близкий к людям. Его отношения с женой Лакшми («Сияющая», «Прекрасная») - олицетворение нежной, самоотверженной любви. Их сын – Кама (любовь). У Вишну - бесчисленное множество превращений (аватар), наиболее любимые из них - Рама и Кришна. Рама - герой древнеиндийского эпоса Рамаяна. Кришна - бук­вально «черный», как полагают, еще доарийское божество. В «Бхагават Гите» («Песня Господня», входящая в Махабхарату) он возница царя Арджуны, одного из пяти братьев Пандавов.

Шива – разрушитель. Олицетворение жизненной силы и мужского начала. Его символ – лингам, изображения которого помещаются в храмах и домашних алтарях.  На лбу Шивы третий глаз - знак гневного разрушителя. Жена Шивы Дэви, богиня плодородия, оли­цетворение женского начала - Шакти. Она имеет несколько образов – ипостасей. Наиболее известные из них:

 Дурга - прекрасная,  светловолосая, с оружием в руках, рядом с ней лев или тигр.

Кали - чернокожая,  с красными глазами, растрепанными волосами, ожерельем из человеческих голов и кобрами вместо одежды, с оружием в каждой из десяти рук.

Этим богиням приносились кровавые жертвы, в том числе и человеческие.

Подавляющее число индуистов делятся на шиваитов и вишнуитов, почитающих соответ­ственно Шиву и Вишну.

Полный пантеон индуизма насчитывает десятки тысяч богжеств. В том числе и с зооморфными чертами. Ганеш, сын Шивы – бог предпринимательства, искусства и науки - толстяк с четырьмя руками и слоновьей головой. Хануман – царь обезьян, помощник Рамы в борьбе с демоном Раваной, змеи-наги - подземные божества и другие.

Наряду с богами в индуизме почитаются священники – брахманы, религиозные учителя -  гуру, мудрецы – риши и предки – питри. Индуисты поклоняются священным животным, растениям, водоемам и рекам.

 

Основные понятия индуистского мировоззрения.

1. Дхарма (от санскр. «держать») - всеобщий и вечный порядок (закон), сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое.

Из всеобщей вселенской дхармы выводится дхарма каждого отдельно взятого существа и сословия, к которому он принадлежит.

Если действие человека соответствует дхарме, оно хорошее и ведет к благу; если нет, если действие про­тиворечит порядку, оно плохое и ведет к страданию.

1. Карма -  закон нравственного воздаяния, по которому каждое дея­ние неотвратимо определяет дальнейшую судьбу человека.

3. Сансара - бесконечный круг плотских перерождений вечной души. 

4. Мокша - освобождения от всяких связей с материальным миром. Конечная цель перевоплощений и выход из сансары.  Индивиду­альная бессмертная душа (Атман) при этом сольется с Брахманом, представляющим высшее единство всех душ.

 

Выход из сансары невозможен в течение одной жизни. Индивид в круговороте существо­вания проходит через серию повторных рождений и смертей, подчиняясь закону кармы.

Видимый мир представляет собой сочетание радости и страданий. Люди могут достигать счастья, пусть преходящего, получать разрешенные чувственные наслаждения (кама) и пользу (артха), если они действуют в соответствии с дхармой.

 

Социальная концепция индуизма.

Индуизм освящает деление общества на варны и касты.

Варны – основные сословия индуистского общества.

Их четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и правители), вайшьи (земледельцы, торговцы, ре­месленники) и шудры (слуги).

Принадлежность к варне определяется рождением и очер­чивает круг занятий, социальных прав и обязанностей ее членов.

Касты - профессиональные объединения. Их насчитывается несколько тысяч.

Исторически сложился перечень каст, в которые может входить брахман, кшатрий, вайшья или шудра.

С кастами и варнами связаны жесткие правила, определяющие:

- поведение члена каждой касты;

- отноше­ния между кастами, в том числе  запрет межкастовых браков, совместного при­нятия пищи, отправления религиозных обрядов.

Низшее положение в индуистской сословно-кастовой системе занимают неприкасаемыепарии»). Они находятся вне варн, принадлежат к кастам, связанными с занятиями, считающимися в индуизме нечистыми (обработка кожи, уборка мусора и пр.). 

Индуизм запрещает любое обще­ние с «неприкасаемыми» лицам из более высоких каст. Если человек правильно выполняет все дхармические установки, то при перевоплощениях он переходит в более высокую касту и варну.

В жизни каждого человека, в идеале должно быть четыре периода (ашрама):

брахмачарья ( ученичество),  грихастха (главенство в семье), ванапрастха (отшельничество), саньяси (полное отрешение от земного, устремление к абсо­лютной реальности, скрытой от глаз обычного человека  покровом иллюзии – майи).

Совокупность средств, с помощью которых можно постичь истинную реальность и достичь освобождения от иллюзии, называ­ется йога.

Итог земного восхождения личности  - выход из сансары и достижение мокши.

 

Культ

Обряды - молитвы, жертвоприношения, паломничества к наиболее почитаемым храмам и к водам священных рек.

Тантризм - эзотерическая практика .

Тантра (санскр. «последовательность, правило») - система приемов, направленных расширение возможностей человека.

В тантрическую практику входят, наряду с другими элементами:

-  медитация, цель которой достичь транса, такого состояния сознания, при котором отсутствует мышление, исчезает ощущение я (эго) и времени, но при этом ощущается присутствие, слияние или «растворение» в окружающем пространстве;

- мантры – священные заклинания («формулы»), которым приписывается магическая сила. Священные слова типа «Ом» и целые словосоче­тания, с помощью которых можно быстро достичь желаемого, например, избавиться от болезни, приобрести сверхъестественную энергию «шакти» и т. д.

- мудры («печать», «замыкание», «тайна») – определенные положения тела (иногда только пальцев),

 

Общая численность последователей индуизма более 1 млрд. человек. В Индии индуисты составляют свыше 80% всего населения. В Непале около 90%, в республике Шри-Ланка – 20%. 

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 2024 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018