Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 23.02.2018, 21:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 6. Буддизм. Вопрос 1
25.01.2011, 09:19

Лекция 6. Буддизм

Вопросы лекции:

1. Будда и его учение.

2. Особенности буддистского мировоззрения и культа.

3. Основные течения в буддизме.

                                               

I. Будда и его учение (624 – 544 г. до н.э.)

 

Имя, полученное при рождении основателем древнейшей из мировых религий, - Сиддхарха («Достигающий цели», «Совершенный  во  всех вещах»). Он родился, по буддистскому преданию, в майское полнолуние (16 мая) 624 г. до н.э. в городе Капилавасту на севере полуострова Индостан. Мать мальчика, которую звали Майя, умерла на седьмой день после его рождения.

Шуддходхана, отец Сиддхархи, был раджой - правителем небольшого государства народности шакья  (шагья), располагавшегося на юге современного Непала. Отсюда одно из имен Будды в последующем – Шакьямуни.

Правители государства носили родовое имя Гаутама или Готама («лучший из пастухов»), которое также унаследовал царевич Сиддхарха. Отец обеспечил ему хорошее образование и тщательно оберегал от знакомства с мрачными сторонами жизни. В 20 лет царевич женится на красавице Ясодхире, победив в состязании всех других претендентов. Вскоре у него родился сын, которого назвали Рахула.

Когда Сиддхархе было уже 29 лет, у него произошли четыре встречи - с дряхлым стариком, прокажённым, похоронной процессией и безмятежным бродячим аскетом. Первые три встречи указали на неизбежность страданий, причиняемых старостью, болезнями, смертью. Последняя, как он решил, указывала на дальнейшую судьбу. Сиддхарха обменялся  со  встретившимся  ему  нищим  одеянием, обрезал  свои  длинные волосы и стал отшельником с именем Гаутама.

Более шести лет он предавался жесточайшей аскезе, стремясь найти путь к избавлению от страданий. Питался тремя зернышками (один лист или один орех) в день и дошел до крайней степени истощения - кожа потемнела, волосы выпали, глаза ввалились. Но так и не приблизился к прозрению.

В один из дней от крайнего истощения Гаутама упал в глубокий обморок. Нашедшая его деревенская девушка вначале посчитала умершим. Но увидев, что он дышит, предложила еду и питье – немного молока и риса. 

Поем, умывшись и несколько окрепнув, Гаутама сел под деревом баньян (фикус бенгальский)), близ городка Гайя (ныне в индийском штате Бихар) в Восточной Индии и дал обет, что не сдвинется с места, пока не откроет загадку страдания.

По преданию, отшельника искушал Мара. Чтобы вывести его из состояния медитации, он напустил бурю, землетрясение и тучи насекомых. Но тот оставался непреклонен. Тогда Мара подослал к нему своих дочерей. Но Гаутама нашел силы, чтобы прочитать им проповедь о бессмысленности потакания страстям. Прошло 49 дней. 16 мая 588 г. до н.э., в день, когда бывшему царевичу исполнилось 36 лет, ему открываются четыре благородные истины.  

1. Истина о страдании (дукха): всякое существование есть страдание.

2. Истина о происхождении и причинах страдания (самудая):

Причина страдания – привязанность к миру, жажда жизни, желание наслаждений, богатства, власти. Достижение одного желания порождает другое и так до бесконечности.

3. Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (ниродха):

Для предотвращения страдания необходимо освободиться от жажды жизни, подавить желания.

4. Истина о путях к прекращению страдания  (марга):

Это  «Благородный восьмиричный путь» (арья аштанга марга). Он является «серединным», то есть лежит между бессмысленным и бесполезным (чувственными наслаждениями и аскетизмом). 

Когда Гаутаме открылись эти истины он стал Буддой – Просветленным. Сразу же вновь явился  демон Мара и потребовал доказательства обретения истины. На это сидящий Будда коснулся правой рукой земли, и та ответила: «Я свидетельствую это». Эта поза поза алмазной несокрушимости») наиболее часто изображается в буддийском искусстве.

Дерево баньян, под которым сидел Будда, - «Древо Пробуждения» (Бодхи). Впоследствии индийский царь Ашока (273 - 232 гг. до н. э.), исповедовавший индуизм, хотел сжечь дерево. Но оно не загорелось, а  начало светиться. Царь раскаялся и обратился к буддизму. Святыню удалось спасти, отмочив корни в воде и молоке. Позже Ашоке пришлось спасать дерево уже от собственной жены, враждебно настроенной против новой религии. Он был вынужден построить вокруг святыни 3-х метровую стену.

Принцесса Цейлона Сангхамитта, была, напротив, столь расположена к буддизму, что специально приезжала к Ашоке, дабы взять с собой отросток священного дерева и посадить его у себя на родине, в саду Анурадхапура. Дерево, выросшее из него, сохранилось до сих пор. По мнению ученых, его возраст составляет около 2200 лет.

«Дерево Пробуждения» несколько раз уничтожали противники буддизма. Но каждый раз на его месте сажали новое из отростка, взятого на Цейлоне. Под деревом  находится Ваджрасана («Алмазный Трон») – каменная плита, на которой, по преданию, сидел Будда в момент просветления. 

После обретения «Четырёх благородных истин» Будда отправился в город Варанаси (ныне в индийском штате Уттар-Прадеш, европейское название Бенарес) который индусы считают древнейшим городом Земли. Здесь, в «Оленьем парке» (Сарнатх) он прочел проповедь, названную Бенаресской или «Первым Поворотом Колеса Дхармы»*.

 

*Дхарма (от санскр. «держать»):

 - всеобщий и вечный порядок (закон), сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое;

- правильное поведение соответствующее всленским законам;

- учение буддизма. 

Дхармачакра («Колесо Дхармы») - изображено на национальном флаге Индии.

 

Будду слушали пятеро отшельников-аскетов, его бывших спутников. Согласно преданию, они стали его первыми учениками, образовавшими буддийскую общину - Сангху.

Бенаресской проповеди также внимали две газели, изображение которых стало одним из символов буддизма. 

На месте, где говорил Будда, поныне растет дерево, посаженное из семян дерева Бодхи, под которым он обрел просветление.

В Бенаресской проповеди Будда не только сформулировал Четыре благородные истины, но и раскрыл содержание Восьмеричного пути.

 

«Благородный восьмиричный путь»

Делится на три этапа: мудрости, нравственности и сосредоточения. Этапы, в свою очередь,  делятся на ступени (их всего восемь).

 

Первый этап: Мудрость (Праджня).

Две ступени:

1. Правильное понимание.

На этом этапе необходимо усвоить Четыре благородные истины, внутренне пережить их и сделать мотивацией своих поступков и поведения.

2. Правильное намерение.

На этом этапе необходимо решиться встать на путь, ведущий к освобождению и заменить в себе:

- стремление к чувственным наслаждениям на отречение от мирских ценностей;

- злобу  на доброжелательность;

- жестокость на сострадание.

 

Второй этап: Нравственность (Шила).

Три ступени.

4. Правильная речь

- воздержание от лжи: говорить правду, придерживаться правды, быть надёжным, не обманывать;

- воздержание от речей, сеющих распри: не рассказывать то, что может поссорить людей;

- воздержание от грубых слов: говорить вежливые, мягкие слова, проникающие в сердце;

- воздержание от пустословия: говорить в нужный момент здравые  и достойные слова.

5. Правильное поведение

- воздержание от убийства всех других живых существ: от охоты, рыбной ловли и пр.

- воздержание от взятия того, что не дано: от воровства, обмана и пр.

- воздержание от прелюбодеяния: от супружеской неверности, соблазнения, изнасилования и пр.

Для посвященных в духовный сан необходимым условием является соблюдение обета безбрачия

6. Правильный образ жизни

Следует вести образ жизни, не требующий нарушения вышеуказанных заповедей.  Например, следует воздерживаться:

- от торговли живыми существами, людьми и животными,  оружием;

-  от распространения алкоголя и наркотиков,

- от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).

- от излишеств, не искать богатства и роскоши, удовлетворяться необходимым.

 

Третий этап:  Духовная дисциплина (Самадхи).

Три ступени

6. Правильное усилие.

Волевое самопринуждение к отказу от плохого и стремлению к доброму, постоянный  анализ своих намерений, слов и поступков.

«Как дождь ворвется в дом с плохой крышей, так вожделения ворвутся в плохо охраняемый ум. Но как дождю не ворваться в дом с хорошей крышей, так вожделениям не ворваться в хорошо охраняемый ум».

7. Правильная мысль.

Постоянный контроль за сознанием. «То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили вчера, а наши сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь: наша жизнь есть порождение нашей мысли».

8. Правильное сосредоточение (транс, медитация).

Стадии:

- отрешение от земного;

- радость и покой;

- освобождение от ощущения телесности;

- достижение высшего просветления – самадхи, при котором возникает единство воспринимающего и воспринимаемого, слияние индивидуального сознания как микрокосма с космическим Абсолютом как макрокосмом.

 

Вся жизнь дальнейшая жизнь Будды была посвящена проповеди его учения. Он ничего не писал, а ученики стремились сохранить в памяти каждое слово, каждый жест и каждый эпизод из жизни учителя.

Будда часто повторял: «Не принимайте на веру то, что я говорю. Просто постарайтесь вникнуть в  мои слова, чтобы увидеть, действительно ли то, что я говорю, имеет  смысл.  Если в моих словах смысла нет, отбросьте их! Если смысл есть, возьмите  сказанное на вооружение!».

Будда умер 16 мая 544 г. до н.э. в селении Кушинагар на севере Индостана (ныне в штате Уттар –Прадеш, западнее штата Бихар), в день своего 80 – летия.  «Трижды святой день» - дата начала буддизма как мировой религиозной системы.

После кремации тела Будды в золе были найдены шарики, похожие на жемчужины. Буддисты называют их рингсел – «драгоценность из камней». Подобные предметы позже находили в золе после сожжения останков других великих учителей буддизма. Некоторые из шариков или кристаллов могут самопроизвольно менять форму или размеры.

Спустя несколько месяцев после кончины Будды, 500 его учеников собрались, чтобы утвердить канон его учения.

Канон получил название «Трипитака» - «три корзины». На протяжении столетий он передавался устно. Впервые был записан в I веке н.э. в Шри Ланке («Палийский канон»). Состоит из трех частей (питака):

Винайя – питака. Регулирует правила жизни монахов.

Сутра – питака. Включает сутры – высказывания Будды, содержащие основы его учения.

Абидхарма – питака.  Содержит сутры, излагающие философию буддизма. 

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 1008 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018