Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 23.02.2018, 21:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 6. Буддизм. Вопросы 3-4
25.01.2011, 09:44

II. Особенности буддистского мировоззрения,  культа и этики.

 

Особенности мировоззрения

Будде  часто задавали вопросы, волнующие людей во все времена:

«Существует ли Бог?», «Кто создал мир?», «Вечен ли мир?», «Есть ли жизнь после смерти?».

Частым ответом на них было молчание.  Будда отказывался отвечать на эти вопросы специально, так как «в них нет пользы, к их нельзя применить религиозной жизни, и не ведут они к Высшей Мудрости, Блаженству Нирваны».

В буддийской литературе эти вопросы называются «десять неразрешимых»:

1) Вечен ли мир?

2) Или он невечен?

3) Конечен ли мир?

4) Или он бесконечен?

5) Тождественна ли душа с телом?

6) Отлична ли душа от тела?

7) Бессмертен ли познавший истину?

8) Или он смертен?

9) Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным?

10) Будет ли он бессмертным или смертным?

Существует мнение, что в буддизме отсутствует представление о Высшей Реальности. Но вот что говорится в древней буддистской притче:

«Будда, выйдя на свою обычную утреннюю прогулку, встретил одного человека, который пришел к нему, чтобы спросить:
- Существует ли Бог? 
Будда, пристально взглянув в глаза незнакомца, ответил:
- Нет, Бога вообще не существует! Никогда не было и никогда не будет! А все разговоры о существовании Бога - глупости. Выкинь всю эту чепуху из своей головы.

Незнакомец, много слышавший об учении Будды, был просто шокирован таким ответом. 

Этим же днем к Будде пришел еще один человек. Он также спросил:
- Существует ли Бог?
Будда ответил: - Конечно существует! Всегда был и всегда будет. Главное - ищи и ты обязательно Его найдёшь. 

Вечером Будда, окутанный лучами прекрасного солнечного заката, сидел под деревом, рассматривая чудесные облака. И тут подошел еще один человек, которого интересовал тот же вопрос: «Существует ли Бог?».

В этот раз Будда просто пригласил человека присесть. Они вместе закрыли глаза и так просидели молча несколько минут. Затем человек поднялся, с благодарностью и почтением коснулся ног Будды и сказал:

- Я очень благодарен тебе за Твое откровение.

После этих слов он ушёл прочь. И тут Ананда, спутник Будды, сопровождавший его целый день, не выдержал. Оставшись один на один с Буддой, он спросил:

- Я не могу понять: в один и тот же день на один и тот же вопрос Ты дал совсем разные ответы. Почему? Моя голова просто кругом ходит от такого непонятного поведения. Я просто в сильном замешательстве.

- Почему ты в замешательстве? Я же не тебе отвечал. Первому я сказал так, поскольку он был верующим и ему нужен был шок, и я шокировал его. Он верит в Бога, он учёный и хорошо знает Священные Писания. И ко мне он пришёл не с целью выяснить вопрос, а с целью получить еще одно подтверждение своей правоты. Таким образом, я пресёк его гордыню и дал ему новые возможности получить более глубокие знания Абсолюта: он ученый и будет искать истину дальше в Священных Писаниях.
Второй же человек, будучи также хорошим ученым, был закоренелым атеистом. Он не верил в Бога и хотел, чтобы я поддержал его безумное неверие.

Третий человек искренне искал ответ. Он не столько хотел получить ответ, сколько хотел ощутить истину своим сердцем. Поэтому я не стал отвечать ему, а просто предложил сесть рядом со мной. И откровение произошло без слов».

Следует, что буддизм возник на фундаменте ведической религии, в которой важное место занимает Брахман  - безличный Абсолют, «душа мира», первооснова всех вещей и феноменов.

Согласно учению Будды мироздание представляет собой проявление комбинаций («потоков») первочастиц - дхарм. Волнение дхарм проявляется как жизнь. Различные комбинации дхарм определяют существование людей, животных, растений, неорганической природы.

Смерть - это распад данного комплекса дхарм, рождение -  его восстановление, но уже в иной, новой форме.  Эта новая форма образуется в соответствии с законом воздаяния – кармы, безначального, бесконечного, универсального.  

Карма вовлекает комплекс дхарм в сансару - вечный круговорот жизней и смертей. Сансара в переводе с санскрита – «прохождение», «странствование». Все существа обречены на вечное странствование в различных формах -  человека, духа, животного, растения и минерала. Бесконечная цепь перерождений может быть прервана. Важно понять причины, вызывающие вовлечение в сансару. Их объяснил Будда в учении о ниданах – звеньях колеса жизни.  

Первое звена - авидья, незнание (невежество), затемняющее разум. Авидья влечет за собой поступки, вызванные невежеством, поступки порождают стереотипы поведения, ориентированные на бытующие в обществе установки. Стереотипы формируют сознание, наполненное чувствами, желаниями, страстями, жаждой жизни. Жажда жизни приводит к новому перерождению, страданию, старости и смерти.

Таким образом, круговорот жизни начинается с невежества и кончается смертью. Определяется он волнением дхарм. Поэтому для выхода из сансары необходимо успокоить волнующиеся дхармы. Это может сделать тот, кто преодолеет авидью. Успокоение дхарм приводит в состояние  нирваны -  «угасания». Согласно  учению Будды, нирвана - это внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности.  «Мудрые, - учил Будда, - угасают как лампады».

Буддизм появился на основе ведической религии, разделявшей людей  на варны и касты. Но в отличие от брахманов, Будда признавал за всеми людьми равную возможность достижения нирваны. Другой особенностью буддизма стала ориентация на индивидуальную духовную жизнь. Человек должен вырваться из сансары личными  усилиями, пройти собственный путь.

Для достижения  нирваны  люди должны  освободиться  от  следующих   «десяти   цепей», приковывающих к существованию:
         - От заблуждения, что «я», индивидуальность или душа неизменны;
         - От сомнения  в  том,  что  существует  путь  к  освобождению  от
           перерождений;
         - От убеждения в том, что разные  религиозные  обряды    молитвы,
           жертвы, почитание религий и прочие обряды и церемонии – ведут  к
           спасению;
         - От чувственных  страстей и желаний;
         - От ненависти и недоброжелательства к своим близким;
         - От любви к земной жизни;
         - От желания будущей жизни на небе;
         - От гордости;
         - От высокомерия;
         - От неведения.

 

Особенности культа

Ранний буддизм отличался простотой обрядности, главными компонентами которой являлись медитации, проповеди, соблюдение правил гигиены, почитание святых мест, связанных, согласно преданию, с рождением, просветлением, проповедью и кончиной основателя религии, а также поклонение ступам.  Одна из первых ступ была возведена на месте Бенаресской проповеди Ашокой, первым правителем, при котором буддизм приобрёл статус государственной религии.

Постепенно буддистская обрядность усложнилась. В культовую практику вошли молитвы и магические заклинания, жертвоприношения, практика поклонения скульптурным изображениям Будды. Развернулось строительство храмов, отличающихся архитектурным своеобразием, изысканностью внешней и внутренней отделки. Возник пышный ритуал, в котором главная роль отводилась монахам. Буддийские монахи бреют голову и носят специфическую одежду желтого цвета, имитирующую рубище нищего, которое одел на себя Будда.

Особенности этики

Главный принцип буддистской этики – наращивание позитивной кармы и ослабление негативной. Основное содержание её выражается одной фразой:  «Воздерживайся  от  всякого  зла,  твори добро, обуздывай свои мысли». 

Основные нравственные правила, общие для мирян и монахов, были сведены позже в «Пять священных заповедей» (Панча-шила):

  1. Воздержание от причинения любого вреда живым существам (ахимса), от убийства (прана-атипата);
  2. Отказ от воровства, присвоения того, что принадлежит другому (адатта-адана, астея);
  3. Отказ от злоупотребления доверием, лжи и обмана (сатья);
  4. Воздержание от неправильного сексуального поведения (кама-митхьячара);
  5. Отказ от употребления опьяняющих напитков (мадьяпана) и от всего, что затрудняет самоконтроль.
 
Важно подчеркнуть, что моральные нормы в буддизме формулируются не в виде запретов и предписаний, а в форме призывов к добровольному исполнению.  

Посвящённые в монахи принимали еще пять обетов:

  1. Не петь и не танцевать;
  2. Не спать на удобных постелях;
  3. Не есть в неположенное время;
  4. Не стяжать;
  5. Не использовать вещи, имеющие сильный запах или интенсивный цвет.

Кроме десяти основных обетов в существовало множество (до 250) более мелких запретов и ограничений, преследовавших цель обеспечить праведную жизнь. Их должны соблюдать бхикшу – монахи высшей степени посвящения, которая доступна с возраста  21 год.

 

Буддизм об отношении к труду:

1. Запрет трудиться монахам. Они живут только подаянием.

2. Необходимость трудиться мирянам, поскольку подаяние должно быть кем-то произведено.

Работать надо ровно столько, чтобы обеспечить жизненный минимум. Из­лишний труд, порожденный стремлением к благополучию, может привести к появлению страстей, мешающих лучшему перерождению. Самая сильная среди этих страстей - влечение к женщине. Она более всего привязывает к жизни.

Отношение к женщинам.

Женщине закрыт вход в нирвану, ей сначала нужно переродиться в мужчину. Поэтому женщины-монахини в буддизме крайне редки.

Рассказывают, что Будда, разрешив своей тете сделаться монахиней, горько об этом жалел и завещал ограничить доступ женщин в буддийскую общину.

 

III. Основные течения в буддизме.

Буддизм так и не смог утвердиться в Индии и был вытеснен индуизмом за её пределы. По мере распространения он, как и другие мировые религии,  впитывал в себя элементы местных верований, культов, обычаем и традиций. В итоге в буддизме выделись различные течения.

1. Хинаяна – «скромная (малая)  колесница». Другое название Тхеравада (санскр. «Учение старейшин») Известно также как «Южный буддизм», так распространено в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии. Наиболее древнее и консервативное направление в буддизме.  

Согласно учению хинаяны достижение просветления – удел немногих. Оно возможно только через уход от мира, относительно жесткий аскетизм и индивидуальные усилия.  Будд всего тысяча. И их места заняты. Поэтому для достижения нирваны нужно стремиться стать «архатом» – «освобождённым», вышедшим из Сансары, но не обладающим всеведением Будды.

2. Махаяна – «просторная (большая) колесница» или Северный буддизм. Распространён в Китае, Японии, Корее, Непале, Вьетнаме и Тибете. Просветление согласно учению махаяны возможно без ухода от обычной жизни. Его может достичь не только монах, но и мирянин, соблюдающий обеты под руководством бодхисатвы.

Бодхисатва (« существо с пробужденным сознанием») -  тот, кто из сострадания (каруна) добровольно и осознанно отказывается от нирваны для спасения других живых существ.  Учение о бодхисатвах – первое существенное отличие Махаяны.

Второе отличие - культ Майтрейи,  Будды грядущего мира, своеобразного мессии.  

Третья отличие -  учение о рае и аде. В раю временно пребывают те, кто решил стать бодхисатвой. Ад – место временного пребывания остальных кармических существ перед перевоплощением.

Четвёртое отличие – признание Высшей реальности, безграничной в сострадании и неизмеримой в мудрости. Эту реальность называют Будда Амида или Амитабха. Ее сущность -  безусловная любовь к любой форме жизни.

Пятое отличие - в махаяне нирвана предстаёт не как субъективное состояние, а как объективная реальность -  «мировое тело Будды» («великая пустота» – шуньята). 

 

В Махаяне имеется подробно разработанная космология. Она исходит из существования множества миров. Каждый из них представляет плоский диск земли, лежащий в океане, который в свою очередь покоится в воздухе, находящемся в пространстве (акаша). В центре мира – гора Меру, опоясанная кольцевыми хребтами, за ними – четыре континента.  

Миры не вечны. Они существуют на протяжении махакальпы, которая делится на четыре кальпы (каждая из которых длится миллионы лет). За каждой кальпой следует пралайя («сон», «покой»), за махакальпоймахапралайя.

 

3. Ваджраяна - «алмазная колесница» (от «ваджра» - «нерушимость, подобная алмазу»). Направление возникло в середине I века н.э. на основе махаяны. Распространено в Тибете, Непале, Японии.

Для ваджраяны характерна вера в быстрое достижение просветления в течение одной человеческой жизни с помощью определенных приемов. Иногда это течение называют тантризмом.

Тантра (санскр. «последовательность, правило») - система приемов, направленных расширение возможностей человека. Они основаны на представлении о единстве космоса и человеческого тела. Тантрическая практика (иога) направлена на раскрытие энергетического потенциала человека. 

Основа тантрических приемов - медитация (лат. медитацио – размышление).

Практика медитаций включает в себя мантры – заклинания и мудры («печать», «замыкание», «тайна») – определенные положения тела (иногда только пальцев).

Важным атрибутом медитации являются символы для созерцания – мандалы.

Слово «мандала» на санскрите означает круг, сфера. Основной элемент мандалы - внешний круг, в который вписан квадрат, включающий в себя второй круг - внутренний. Квадрат ориентирован по сторонам света. В центре внутреннего круга изображается основной сакральный символ. Мандала изображается на холсте, на полу, на жертвенных блюдах, воспроизводится живописно и изготовляется из всевозможных материалов.

 

4. Тибетский буддизм (иногда называется ламаизмом). Кроме Тибета распространён также в Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии.

Важную роль в этом направлении играют священнослужители  -  ламы («тот, выше которого нет»). Ламы составляют сложную иерархия, на вершине которой – далай-лама (далай – «океан») - земное воплощение  Авалокитешшвары (санскр. – «владыка, взирающий на существа милостиво») - бодхисаттвы, воплощающего бесконечное сострадание всех будд.

Сейчас этот титул носит Далай-Лама XI  (в миру Тензин Гьяцо, род. 6 июля 1935 в селе Такцер, провинция Амдо, Северо-Восточный Тибет).

В ламаизме сильны пережитки языческих добуддийских культов. Имеется разветвлённый пантеон богов. Очень развита обрядовая практика: молитвы, заклинания, культовые предметы - талисманы. 

 

5. Чань-буддизм (Дзен-буддизм). Возник в Китае в V веке на основе махаяны.

Легенды  называют основателем чань-буддизма индийского монаха по имени Бодхидхарма (в китайской традиции - Дамо, в японской - Дарума).  Придя в Китай, он обосновался в монастыре Шао-Линь, ставшем колыбелью чань-буддизма.

На протяжении 6-8 веков чань-буддизм распространился на территории Кореи, а затем и Японии. В настоящее время весьма популярен также в Западной Европе и США.

Основные догматы чань-буддизма:

- в каждом человеке есть будда;

- необходимо пробудить его;

- это можно сделать «здесь и сейчас».

Путь «пробуждения» -  труд, самодисциплина, физические и дыхательные упражнения, диета, массаж, иглоукалывание, медитация.

 

Общая численность приверженность буддизма по данным на 1997 год – около 500 млн человек. Основное число последователей живёт в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы. В последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России.

 

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 4728 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018