Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 20.06.2018, 14:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 7. Ислам. Вопросы 1-2
25.01.2011, 09:54

Тема 2. Мировые религии

Лекция 7. Ислам

 

Вопросы лекции:

1. Пророк Мухаммад – основатель ислама.

2. Вероучение ислама.

3. Особенности мусульманского культа

4. Шариат

5. Основные течения в исламе

 

I. Пророк Мухаммад  - основатель ислама.

Имя Мухаммад означает «Прославляемый» («Достойный похвалы) Полное имя - Мухаммад Али бен Абдаллах. Он родился 12-го числа месяца раби аль-авуаль (третий месяц лунного календаря) около 570 г. Происходил из рода Хашим арабского племени курейшиты.

Родной город - столица племени курейшитов Мекка, торговый и религиозный центр Аравии. В нем находится священный для арабов источник Земзем (ар. «не разбегайся»). Согласно преданию, изгнанные Авраамом (Ибрагимом)  Агарь (Хаджар)  с сыном Измаилом изнемогали от жажды в пустыне. Явившийся перед ними архангел Джибраил ударил ногой о землю и из образовавшегося углубления забил источник.

Другая святыня Мекки – Кааба (куб) - здание из серого камня (высота – 15 м., длина и ширина 12 и 10 м.), находящееся близ Земзем. По преданию это был первый храм Аллаху, построенный Адамом после изгнания из рая. Во время потопа Кааба была разрушена. Бог через архангела Гавриила (Джибраила) повелел Аврааму восстановить здание на том же фундаменте. Помогал отцу Измаил. Во время работы Ибрагим  стоял на камне, на котором отпечаталась его ступня. Этот камень (Макам Ибрахим) находится в нескольких метрах от Каабы.

В северо-восточный угол здания на высоте 1,5 метра вделана еще одна святыня – Черный камень (Ал - хаджар  ал – асвад». По преданию он был послан Аллахом Адаму и Еве. Первоначально был белого цвета, но почернел от грехов людей.

Ко времени рождения Мухаммада в Мекке господствовало язычество, а Кааба стала святилищем 360 идолов.

Отец пророка – Абдаллах («Раб Аллаха») умер до рождения Мухаммада, мать Амина («Верная»)- когда сыну было 6 лет. Ребенка стал воспитывать дед Абд аль Мутталиб, который умер, когда Мухаммаду было 8 лет. Заботу о мальчике взял на себя  его дядя Абу Талиб. Как и положено арабу, подросший Мухаммад был передан на воспитание кочевникам.

Арабское предание: Однажды, когда Мухаммаду минуло три года, он играл в поле со своим молочным братом Мафудом (Абдаллахом) и другими детьми. К ним приблизились два ангела в блестящих одеждах. Они положили мальчику на землю, и один из ангелов, (Джибраил), раскрыл его грудь, не причинив ни малейшей боли, вынул сердце, очистил его от всяких скверн, выжав из него те черные и горькие капли первородного греха, которые мы наследуем от нашего прародителя Адама и которые, таясь в сердце даже лучших из его потомков, наталкивают их на преступления. Омыв сердце в золотом тазу, наполненном священной водой источника Земзем, Джибраил, наполнил его верой, знанием и пророческим ясновидением и снова вложил в грудь ребенка. Шрам  остался на груди Мухаммада до конца жизни.

 А.С. Пушкин. « Пророк»

Духовной жаждою томим

В пустыне мрачной я влачился

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился…

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я ле­жал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и Земли,

Глаголом жги сердца лю­дей».

 

С юности Мухаммад пас скот в окрестностях Мекки. В 20 лет он нанялся к вдове Хадидже, занимавшейся караванной торговлей. Отличался красотой, умом  и был удачлив в делах. Немудрено, что спустя пять лет Мухаммад получил предложение о браке от Хадиджи. В то время ему было 25, ей 40 лет. Брак длился 25 лет, до смерти Хадиджи в 619 году. У них родились несколько детей, в том числе дочь Фатима, покровительница арабов. Фатима – единственная из семи детей пророка, которая пережила отца

Мухаммад ежегодно  удалялся в пустыню для поста и молитвы. Часто это происходило в месяц рамадан, девятый месяц арабского лунного календаря. Около 610 года ночью, в пещере в горе Хира, в пустыне за пределами Мекки, где Мухаммад проводил время поста, он услышал голос, зовущий его. Приподняв голову, увидел в потоке света ангела в образе человека, который, приблизившись, развернул исписанный шелковый свиток. «Читай!» – сказал ему ангел. «Я не умею читать!» – ответил Магомет. «Читай, – повторил ангел (Архангел Джибраил), – во имя Бога, сотворившего Вселенную, создавшего человека из сгустка крови. Читай во имя Всевышнего, научившего человека пользоваться пером, озаряющего его душу лучом знания и открывающего ему то, чего он раньше не знал».

Эта ночь получила название Лейла- ал-кадер – «Ночь Божественного повеления».

Откровения продолжились. При этом они сопровождались болезненным состоянием – ознобом и сильной испариной. Мухаммад сравнивал это ощущение с тем, как будто из него «вынимали душу».  Он какое-то колебался – кто является ему в откровении и поделился сомнениями с женой. Хадиджа отнеслась серьезно к услышанному Мухаммадом (сура 96 ).

Пророк стал передавать услышанное им своей семье, друзьям и сторонникам.  Число приверженцев Мухаммада росло. Вскоре  начались гонения со стороны знатных курейшитов. Пророк вынужден был переселиться со своими сторонниками в соседний город Йасриб, родину своей матери. Это событие получило название Хиджра (ар. переселение, эмиграция).

День въезда Мухаммеда в Медину положил начало мусульманскому  летоисчисления. По лунному календарю это был первый день первого месяца  мухаррама (этот день соответствует 16 июля 622 года по юлианскому календарю).  Вскоре Йасриб получил новое название - Город Пророка (Мединат ал-Наби или Медина).

Сюда начали прибывать все приверженцы  новой религии, получившей название «ислам» - «покорность (Богу)». Ее сторонники стали носить имя «муслим» или мусульманин - «покорный», «предавшийся Единственному (Единому) Богу. В Мекке сложилась мусульманская община – умма (ар. - сообщество, нация), днем рождения которой считается 1 мухаррама.

В Медине Мухаммед основал первый мусульманский храм – мечеть (араб. масджид от корня «саджада» – «падать ниц»). Он представлял из себя огражденный стенами дворик. Один из сподвижников пророка, бывший раб абиссинец Биляль ибн Рибах, обладавший сильным голосом, созывал мусульман на молитву. Он пел азан - призыв к молитве. Азан звучит только по-арабски:

«Аллах Велик. Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад- посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. (Молитва лучше сна – сунниты). Аллах велик. Нет бога кроме Аллаха».

Билял получил прозвание муэдзин – «созывающий на молитву». Впоследствии при мечетях стали строить специальные башни – минареты, (ар. маяк)  с которых звучит азан.

В 630 году Мухаммад возвращается в Мекку, уничтожает идолов Каабы и освящает древний религиозный центр как главное святилище ислама. Его власть признают все кочевые племена Аравии. Источники описывают его в это время как человека среднего роста, крепкого телосложения, с пронзительными черными глазами и  с длинными до плеч волосами, в которых в год смерти не было ни одного седого волоса.

В личной жизни пророк отличался удивительной простотой и скромностью.  По свидетельству его жены  Айше, месяцами в доме не было никакой еды, кроме фиников и воды. Мухаммад сам стирал свою скромную одежду, чинил обувь и доил козу. Получив подарки, раздавал без остатка неимущим. Когда к нему обратился мужчина, трепеща от уважения, пророк похлопал по плечу и сказал: «Расслабься брат. Я всего лишь сын женщины, которая ела засохший хлеб». Запретил восхвалять себя и поклоняться в будущем своей могиле.

Умер пророк 12-го числа месяца раби аль-авуаль 622 года. Незадолго до смерти он произнес в Мекке свою прощальную проповедь - Хутбат уль-Вида. Увидев множество собравшихся людей, он понял, что его голос не будет услышан всеми.  Тогда Мухаммад назначил нескольких человек с громкими голосами, которые, стоя в разных местах, повторяли слова его проповеди, чтобы все мусульмане могли их слышать. Воздав хвалу Аллаху и произнеся текст шахады, он вновь напомнил собравшимся основные повеления, которые Всевышний передал через него.

В завершение своей проповеди Мухаммад произнес:

«О люди! Воистину, у вас один Господь и у вас один отец. Все вы – потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба – перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего – перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам – благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен. 
Передайте же слово это, о вы, стоящие близко, – тем, кто стоит далеко. Я передал вам послание Аллаха».

И затем, посмотрев в небо, Пророк сказал:  «Господи! Я передал послание и выполнил миссию».

«Истинно так!», - воскликнули люди, собравшиеся вокруг него.

«Господи! Я молю Тебя, будь свидетелем этого» - произнес пророк и обратившись к собравшимся сказал: «Ассаляму алейкум! Мир вам!».

 

Религиозная и светская власть над уммой после смерти Мухаммада перешла к халифам (заместителям) - Абу Бакру (632-634), Умару (634-644), Усману (644-656), зятю Мухаммада Али ибн Аби Талиб (656-661).

При Умаре был записан текст Корана. При Усмане он был отредактирован группой богословов под руководством Зияда Бен Табита. Книга состоит из 114 глав - сур. Порядок их - от более длинных к более коротких, кроме первой – аль-Фатиха («Открывающая»). Суры разбиты на стихи – аяты ( их 6200).

Позже (к. VII - нач. VIII) была составлена Су́нна («путь, дорога). Она содержит хадисы (ар. - слово, новость) - высказывания и действия Мухаммада с того момента,  как он стал пророком. Каждый хадис имеет две части:

- иснад – описание цепочки людей, передававших друг от друга то, что сказал (совершил, одобрил) пророк Мухаммад;

- матн – то, что непосредственно сказал (совершил, одобрил) Пророк Мухаммад.

 

II. Вероучение ислама

В исламе важное место занимают религиозные воззрения человека – то,  во что он должен верить.

Существует шесть догматов, шесть «столпов веры» (Аркан аль-иман), без признания которых ни один человек не может считаться мусульманином.

 

Шесть столпов веры.

1. Вера в единого Бога – Аллаха.

Аллах – Единственный Бог, Которому необходимо поклоняться. Признание единобожия (таухид) составляет первую часть шахады. Отрицание его (ширк) – самый тяжелый грех.

Свойства Аллаха:

Он существует вечно,  без начала и конца.

Он не меняется во времени и время для Него не меняется.

Он не нуждается ни в ком и ни в чем, независим ни от кого и ни от чего.

Он не похож ни на что и ни на кого, и нет ничего и никого похожего на Него.

Он Живой, Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Всеслышащий, обладающий речью; Все хорошее и плохое происходит по воле Аллаха. То, что выглядит как закономерность в природных явлени­ях, может быть в  любой момент изменено Им.

 

Пророк Мухаммад говорил: «У Аллаха 99 имен – сто без одного; кто выучит их и убежден в их значениях, тот войдет в рай». Первыми названы имена Ар-Рахман (Милостивый) и Ар-Рахим (Милосердный).

Каждая сура Корана  (кроме  9-й)  начинается  словами «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного» («бисми ’ллахи, р-Рахмани р-Рахим»). 

2. Вера в ангелов (и джиннов).

 Ангел (малак – «посланник») -  бестелесное существо, сотворенное из света (нур) и выполняющее  волю  Аллаха.  Ангелы не едят, не пьют, к ним неприменимо понятие пола, у них отсутствуют страсти, они не грешат. Ими заполнены небеса, и не знает им счет никто, кроме Всевышнего Аллаха. Они могут принимать различные образы, наделены большими способностями, и каждому из них Аллах определил роль, место и положение.

Наиболее высокое положение занимают четыре ангела: Джибраил - он передавал пророкам ниспослания от Аллаха; Микаил - он ведает разными благами;  Израил (Азраил) - отделяет души людей от тел по окончании срока их жизни; Исрафил вострубит в рог (сур) , возвещая о наступлении Конца Света.

Ангелы охраняют Ад и Рай. Рай содержат ангелы, которых называют «хазанат-уль-джанна». Ими руководит ангел по имени Ридван. За порядком в Аду следят ангелы, которых называют «забаният». Руководит ими ангел Малик.

Согласно исламскому вероучению  каждый  мусульманин  при  жизни  имеет  двух  ангелов, которые фиксируют его добрые  и  злые  (греховные)  дела,  определяющие  его загробную жизнь в раю и аду. Греховные дела записываются по истечении шести часов после их совершения, которые даны для раскаяния человека в содеянном. Каждый также  имеет возможность в любой момент искренне раскаяться и больше не возвращаться к греховным деяниям. Однако в тех случаях, когда грехи совершены по отношению к другому человеку или обществу, они изглаживаются только в том случае, если человека простят те, по отношению к которым был совершен грех.

С верой в ангелов связана вера в существование духов (джиннов). Это разумные существа, сотворенные из огня (нар) и существующие параллельно с людьми. Они прячутся в пустынных, труднодоступных местах. Могут творить как добрые, так и злые дела.

Джинны, отпавшие от аллаха – шайтаны («те, кто не послушались»). Во главе их стоит Иблис («Лишенный добра»), цель существования которого – увести людей от Аллаха. Ранее он служил Богу и носил имя Азазил. Но отказался выполнить волю Всевышнего и поклониться (пасть ниц) человеку, созданному из глины. За это был проклят и изгнан из рая.

У каждого человека есть джинн-двойник – карин. Он подталкивает к совершению плохих поступков, но заставить совершить их без свободного выбора человека не может.

 3. Вера в Священные Книги.

Аллах многократно ниспосылал человечеству священные Книги (ар. Ал Китаб) , вечные и несотворенные. В них говорилось  о единобожии, знаниях о Всевышнем, о Его величии, качествах и именах, а также правильном образе жизни. Всего было ниспослано 104 Книги, которые посланники Аллаха довели до людей полностью, без искажений и дополнений. 

Каждая последующая Книга подтверждала истинность предыдущих Книг и содержала дополнительную информацию, к усвоению которой был готов данный народ или все человечество на данном этапе своего развития.

Вначале, Аллахом были ниспосланы малые  Книги - свитки (сухуфы), общее число которых – 100. Затем Всевышний Аллах ниспослал четыре большие Священные Книги – кодексы).

Адаму было ниспослано 10 свитков, Шису (Сиф) - 50, Идрису (Енох) - 30, Ибрахиму (Авраам) – 10.  Мусе ( Моисей) была ниспослана Книга Таурат (Тора), Давуду ( Давид ) - Забур (Псалтырь), Исе (Иисус) - Инджиль (Евангелие), и, наконец, Пророку Мухаммаду – Коран (Благородный Коран – Ал-Коран уль-Карим).

Из всех Книг, ниспосланных Аллахом, согласно мусульманскому вероучению только Коран дошел до наших дней без изменений и искажений, в том виде, в каком был ниспослан.

Это – чудо, свершившееся благодаря личной заботе Аллаха. Он взял Коран под Свою защиту и сохранит его до конца человеческой истории. Остальные же Книги не сохранились в своем оригинале, и до нас дошли искаженные, измененные их варианты. Поэтому после послания Корана Аллах прекратил действие остальных Священных книг,  

 

4. Вера в посланников и пророков – людей, избранных Аллахом для передачи Его Откровений людям.

Посланники (расул) – избранные Аллахом люди, которые передавали людям новые законы (Книги) и повеления Аллаха.

Пророки (наби) – избранные Аллахом люди, которые призывали людей соблюдать законы, переданные предыдущим посланником.

Каждый посланник является одновременно и пророком.

Для наставления людей на путь истины Аллах послал к человечеству 124 тысячи пророков, в том числе 313 посланников.

Среди посланников пятеро - «улуль-‘азми» («обладатели твердой решимости») -  Мухаммад, Ибрахим, Муса, Иса и Нух. Их значимость соответствует приведенному порядку перечисления.

Мухаммед - последний посланник и пророк («печать пророков»).

 5. Вера в конец света и Страшный суд (йаум ад-дин .

Не вечны не только люди и другие живые существа, но и мир, в котором мы живем. Когда придет назначенное Аллахом время, ангел Исрафил дунет в трубу -  «Сур». Это будет началом Конца Света. Небеса расколются, солнце свернется и погаснет, а луна сольется с солнцем, звезды погаснут и падут, как град, земля подвергнется ужасному землетрясению, моря закипят, горы оторвутся от земли и взлетят, как пух. Строение Вселенной нарушится, и небеса, и земли приобретут новую форму.

Затем по воле Аллаха Исрафил второй раз дунет в Сур. Наступит Судный день. Все люди воскреснут и будут созваны в место, называемое Махшар. Каждый лично предстанет Аллахом и ответит за свои дела. Они вписаны в книгу, которая будет дана в руку каждому (мусульмане в правую, остальные в левую). 

Мусульманам,  неукоснительно  выполняющим  все религиозные предписания и требования,  ислам  обещает  вечное  блаженство  в раю (джаннат), в неверным и отклонившимся от принципов вероучения  -  мучения  в  аду (джаханнам). Мусульмане представляли рай в виде чудесного  места,  где  все  в  изобилии: прекрасная еда, чистая  прохладная  вода,  реки  из  молока,  меда  и  вина, всевозможные наслаждения и т.д. Главная награда – возможность видеть Аллаха.

 6. Вера  в  Божественное  предопределение (ар. кода ва кадар). 

Все происходящее, будь это действие, совершенное человеком, животным, или произошедшее в природе, будь это хорошее или плохое, все происходит по могуществу и воле Аллаха.

Это не значит, что Всевышний, лишив воли человека, превратил его робота. Человек сам выбирает добро или зло. Лишь только он делает выбор, как Всевышний открывает возможности для его поступка.

Если бы человеку не было дано право выбрать между плохим и хорошим, то его не за что было бы судить. Аллах не отправлял  бы пророков и не ниспослал бы книги.

Отправив пророков и ниспослав книги, пояснив, что хорошо и что плохо, и описав вознаграждение тому, кто сделает плохое, и кару за ослушание, Он дал человеку разум и волю, дабы различить все это и выбрать лучшее

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 2180 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018