Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 23.02.2018, 21:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 8. Первые века христианства. Часть 1
30.01.2011, 18:56
 

I. Иисус Христос и Новый Завет

25 декабря (7 января) христиане отмечают один из главных своих праздников - Рождество Христово, приход в мир долгожданного Спасителя, Мессии. Слово Мессия (евр. Машиах, греч. Христос) буквально означает «помазанник». Народ Ветхого Завета верил в грядущего великого Царя, Который будет послан Богом для избавления его от власти язычников и  спасения всего человечества. Над Ним, как и над всеми царями  Израиля прежде, при возведении на трон будет совершён торжественный  обряд помазания особым освящённым маслом (елеем).

Младенец, рождения которого так долго ждали, появился на свет в иудейском городе Вифлееме (евр.  Бейт-Лехем - «Дом Хлеба»), точнее, в небольшой пещере в горе, на которой он стоит. Места эти известны нам по событиям библейской истории. Здесь умерла при родах своего второго сына Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова. Здесь родился царь Давид, здесь же он был помазан на царство пророком Самуилом. В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь.

Карта Палестины. Первый век от Рождества Христова

О земной жизни Христа (Мессии) мы знаем в основном по текстам Священного Писания. Согласно им  Он был Сыном Божиим, Богочеловеком, воплотившимся от Духа Святого и Богородицы - Девы Марии. Земные родители, Иосиф Обручник (т.е. «обрученный») и Мария, жители небольшого городка Назарет в Галилее, северной части  Палестины, прибыли в  Вифлеем для участия в переписи населения, проводимой по приказу римских властей.

Места для ночлега в самом городе не нашлось, поэтому им пришлось  заночевать в пещере, которую окрестные пастухи использовали для того, чтобы укрывать скот в холодные зимние ночи. Первым ложем для Младенца, которого нарекли именем Иисус (евр. Иегошуа, сокр. Иешуа – «Спаситель») стали ясли – кормушка для скота.   

Согласно Евангелию от Луки, на восьмой день от рождения Иисуса обрезали согласно Ветхозаветному Закону.  На сороковой день Младенец был принесён родителями в Иерусалимский Храм для совершения обряда жертвоприношения  двух птенцов голубиных, «знаменующих, что каждый первенец-младенец мужского пола посвящается Господу»  (Лк. 2, 22-24).

Навстречу Марии и Иосифу, нёсшим Богомладенца, вышел старец Симеон. Он  обратился к ним с пророческими словами, сказав «Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдёт душу, - да откроются помышления многих сердец»  (Лк. 2,34-35). После этого находившаяся при храме Анна, «дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, … славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2. 36, 38).

Практически сразу после своего рождения Иисус был увезён родителями в Египет. Там Святое Семейство находилось до смерти иудейского царя Ирода Великого (37 – 4 гг. до н.э.). Вернувшись в Палестину вместе  с сыном, Иосиф и Мария вновь поселились в Назарете. Здесь прошли детские и юношеские годы Иисуса, о которых сохранилось очень мало сведений.

В 30 лет Иисус принимает водное крещение (евр. «твила» - «погружение в воду», греч. «баптизма» - «погружение, омовение, обливание, окропление») от Иоанна (евр. Иоханан - «Иегова милостив») Крестителя (Предтечи), своего родственника. Сразу после крещения Он  удалился в пустыню, чтобы в уединении постом и молитвой подготовиться к исполнению Своей миссии. В течение сорока дней Иисус «ничего не ел…, а по прошествии их напоследок взалкал»  (Лк. 4,2). Тогда к Иисусу приступил дьявол и попытался соблазнить на грех.

Выдержав все искушения, Иисус приступил к проповеди Своего учения. Он избирает двенадцать учеников, апостолов (греч. απόστολος - «посол, посланник»). В число их вошли:

1. Симон (евр. «слышание», «слушание»), сын рыбака Ионы из галилейского городка Вифсаида, которого Христос нарёк именем «Камень», «Скала» - по-гречески Пётр (арамейск. Кифа).  

2. Андрей (греч. «Мужественный»), сын Ионы,  брат Симона (Петра), вошедший в историю как  «Первозванный».

3. Иоанн - сын рыбака из Вифсаиды Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника от первого брака. Позже он был назван Богословом. 

4  Иаков Зеведеев, брат Иоанна.

5. Филипп (греч. «любящий коней») из Вифсаиды.

6. Варфоломей (бар Фалмай - «сын Фалмая»), он же Нафанаил («Бог даёт») из городка Каны в Галилее.

7. Матфей, сборщик налогов (мытарь) в галилейском городе Капернауме, он же  Левий Алфеев.  

8. Иаков Алфеев, брат апостола Матфея.

9. Фома (арам. «близнец»).

10. Иуда Иаковлев (брат Иакова) он же Фаддей, он же Леввей. Согласно церковному преданию был сыном Иосифа Обручника от первой жены. Считая себя недостойным называться братом Спасителя, именовался «братом Иакова».

11. Симон Кананит (Зилот), сын Клеопы, младшего брата Иосифа Обручника.

12. Иуда Искариот, предавший впоследствии Иисуса Христа.

 В сопровождении апостолов Иисус странствует по Палестине, проповедуя своё учение, совершает чудеса (первое из них на свадьбе в Кане Галилейской – превращение воды в вино), исцеляет неизлечимо больных и воскрешает мертвых. Позже Христос избрал ещё семьдесят учеников («Апостолы от семидесяти») «и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10,1).

Апостол Иоанн Богослов пишет, что если бы все, сказанное Иисусом Христом «описать подробно, то, думаю, и самому миру не вместить написанных книг» (Ин. 21:25). Часть того, чему учил Спаситель, записано в 27 книгах, объединенных общим названием «Новый Завет». В Ветхом Завете, в книге пророка Иеремии сказано:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет, не такой Завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской… Но… вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого».  (Иер. 31:31-34)

Из пророчеств Иеремии следовало, что Новый  Завет положит начало иным отношениям между Богом и человеком:- Новый Завет будет начертан не на каменных скрижалях, а «в сердце человеческом». Заповеди его должны стать не внешним, но внутренним нравственным законом для тех, кто заключит его.

- Он будет относиться не только к Ветхозаветной Церкви – народу Израиля. Церковь Нового Завета станет вселенской, ибо, как сказано в другом пророчестве Иеремии,  к Господу «придут народы от краёв земли» (Иер. 16,19).

Вот почему в греческом названии  Нового завета  (Καινὴ Διαθήκη, Кайне Диатеке) использовано слово «кайне», которое, в отличие от слова «неос», характеризует новизну не только временную, но и качественную.

В канонический («твёрдо установленный») состав книг «Нового завета» входят:

Четыре Евангелия («Четвероевангелие»), называемых по именам авторов - апостолов и евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Само слово «евангелие» - греческое и означает «добрая (благая) весть».

 «Деяния апостолов», написанные апостолом и евангелистом  Лукой.

Послания апостолов (21 книга), из них одно - апостола Иакова, два - апостола Петра, три -апостола Иоанна, одно - апостола Иуды и четырнадцать - апостола Павла.

Апокалипсис («Откровение») апостола Иоанна Богослова.

Своё учение Иисус Христос обычно излагал в форме притчи - иносказания, небольшого рассказа, содержащего нравственное поучение, которое слушатель должен извлечь самостоятельно.  Одной из первых была «притча о сеятеле». Проповедуя множеству народа, собравшегося возле Него на берегу Галилейского моря, Спаситель произнес:

 «Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13, 3-9).

Когда притча осталась непонятой слушателями, Иисус так объяснил смысл её ученикам:

«Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;     но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.    Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф. 13, 11-23).

 Толкование евангельских притч:

Епископ Александр (Милеант, 1938 -2005): «Евангельские притчи».

Протоиерей Виктор Потапов: «Евангельские притчи»

 Нагорная проповедь

Основное содержание учения Иисуса Христа изложено Им в  «Нагорной проповеди». Согласно христианскому преданию,  место, где она была произнесена, - невысокая гора Карней Хиттин («Рога Хиттина») близ Капернаума, на северном берегу Галилейского моря. Нагорную проповедь, как полагают полностью,  записал апостол Матфей в 5, 6 и 7-й главах своего Евангелия. Повествование об этом событии начинается словами: «Увидев народ, Он взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их» (Мф. 5.1-2). Апостол Лука  в 6-й главе своего Евангелия приводит отдельные части этой проповеди.

В Нагорной проповеди Иисус Христос обращается призывает к духовному преображению человека, превращение его из «ветхого», подверженного греху,  в «нового» - «созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4,24).

Каково основное содержание Нагорной проповеди Спасителя:

 1. Заповеди блаженства (Мф, 5:2-12).

Нагорную Проповедь Христос начал с «Заповедей  блаженства». Словом «блаженство» на русский язык переведены греческие «макариос» и древнееврейское «ашре(й)», означающие  «счастливый».   Всего заповедей девять:

«Блаженны нищие (гр. птокос - крайняя степень бедности, когда  человек вынужден просить о помощи, милостыне) духом (т.е духовно), ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие (гр. пэнфэо - скорбящие, оплакивающие), ибо они утешатся.

Блаженны кроткие (от гр. праис - сдержанный, спокойный), ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие (от гр. пинао - крайняя степень голода) и жаждущие (от гр. дипсао - томиться жаждой, страдать от отсутствия воды) правды (от гр. дикэосини - праведность), ибо они насытятся.

Блаженны милостивые (гр. элэимонэс – милосердные), ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые (от гр. катарос - чистый, незагрязнённый, свободный от примесей) сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы (гр. иринопиос), ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные (гр. дедиогмэни - подвергшиеся преследованиям) за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».

 Святитель Николай Сербский (Велимирович). Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств.

 2. Предназначение последователей Христа (Мф. 5,13-16).

В Нагорной проповеди Христос указывает на предназначение тех, кто последует за ним:

 «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5. 13);

Соль в те времена употребляли для предохранения пищи от порчи. Последователи Христа, подобно ей, должны удерживать общество от нравственного разложения.

«Вы - свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 14, 16).

Свет – добро. Тьма – зло. Добродетельная жизнь как свеча, горящая на подсвечнике, освещает мир, не дает восторжествовать мраку греховной жизни.

 3. Праведность внешняя и внутренняя (Мф. 5, 17- 48).

Праведность (гр. - дикэосини, евр. - цдака) - верность взятым на себя обязательствам, верность своему слову, надёжность в союзе, в договоре, в Завете с Богом.

Человек, соблюдавший заповеди Закона, почитался в ветхозаветной Церкви «праведным» - цадиком. Тот же, кто нарушал предписания или призывал других людей к нарушению, являлся преступником, подлежащим наказанию вплоть до смертной казни.

Христос в Нагорной проповеди  призвал строго исполнять нравственные  нормы Ветхого Завета. Он говорил, что «доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота (самая маленькая буква греческого алфавита - i, обозначавшая звук - ВК), или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5, 17-18).

Более того, Спаситель говорил ученикам: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20).

Говоря о необходимости соблюдения Закона, Христос указал, что для спасения недостаточно внешней, обрядовой праведности. Необходима внутренняя нравственная чистота. На примере ветхозаветных заповедей Христос объясняет, насколько более высокие нравственные требования предъявляет людям Его учение:

 «Не убивай»: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (арам. «пустой человек» - ВК), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5. 21-22).

 «Не прелюбодействуй»: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5. 27-28).

«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.  А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5. 31 -32).

«Не преступай клятвы»: «Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5. 33-37).

 «Око за око и зуб за зуб»  (Лев. 24, 20): Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;  и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;  и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф. 5. 38- 42).

 «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. 5. 43-47) 

Лк. 6.  27: «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас».

 3. Как творить добрые дела (6:1-18):

Во времена земной жизни Спасителя благочестивые иудеи часто соревновались между собой, кто чаще и дольше молится, кто строже постится, кто более щедро раздает милостыню. При этом добрые дела (евр. «гмилут хеседим», от «хесед» - милость, милосердие, доброта, помощь нуждающемуся) часто были средством для снискания похвалы от окружающих. Христос же учил делать добро (творить милостыню, проявлять милосердие)  бескорыстно, а не ради выгоды и похвалы:

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 1-4).

 4.  Молитва и пост.

Молитва и пост играли важную роль в Ветхозаветной религии. Для того, чтобы показать свою праведность, многие благочестивые иудеи молились долго и многословно, постились так, чтобы об этом знали все окружающие. Христос учил другому, прежде всего, не смотреть на молитву как на некое заклинание, где успех зависит от количества слов. Сила молитвы заключается не в многословии, а в искренности и вере, с которой человек обращается к Богу:

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 5-8).

И далее Иисус указывает, как нужно молиться: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (в греческом тексте здесь стоит слово «панирос», означающее «зло», «злого» - ВК). Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6. 9-13).

Следует вместе с тем помнить, что частая и продолжительная молитва не возбраняется Христом: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» - говорит Он апостолам (Мк.14, 38); «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41); «Должно всегда молиться» (Лк. 18,1). Чем больше человек молится, тем дольше он пребывает в общении с Богом. Сам Иисус Христос часто проводил в молитве целые ночи.

Что касается поста, то Спаситель заповедал: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-18).

 5. Служение Богу и заботы о земном.

Чрезмерные заботы о земных благах препятствуют служению Богу. Это относится как  к стремлению к обогащению, так и к чрезмерным хлопотам об одежде, пище и т.п.:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6,19-24).

Маммона или мамона - языческое божество, олицетворявшее богатство и земные блага.

 «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 25-34).

 6. Об осуждении.

 «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 1-5).

 7. О необходимости  прощать других людей.

 «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мф. 5, 23-25).

 8. Необходимость обращения с просьбой к Богу.

 «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 7-11)

 9. «Золотое правило».

Своим последователям Христос указывает на универсальную нравственную норму, которую они должны соблюдать в отношениях с другими людьми: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12).

 В завершение Нагорной проповеди Христос призвал не только слушать его слова, но и исполнять их: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 24-27).

 

Распятие и Воскресение

По Палестине и за её пределы распространялась весть о новом учении, о творимых Иисусом из Назарета чудесах. В конце Своего земного пути Спаситель вновь пришёл в Иерусалим. Перед этим, в субботу - день покоя, в селении Вифания  Он воскресил из мертвых своего друга Лазаря. Слух об этом событии стремительно достиг Иерусалима.

На следующий день, в воскресенье,  Христос был встречен ликующим народом как долгожданный Мессия, предсказанный ветхозаветными пророками. Услышав, что Он идёт в Иерусалим,  иудеи «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна («спаси»)! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12, 12-13).

Но уже через несколько дней Иисус был арестован как преступник, приговорен к смерти и распят перед городскими воротами Иерусалима, на холме Голгофа («Череп»). За что Он был казнён? Почему большинство иудеев в итоге  не признало в Иисусе Мессию,  Христа, своего Спасителя? Потому, что они ждали великого царя, который освободит от власти чужеземцев - язычников и  установит Царство Божие для избранного народа. Но что они увидели и слышали?

Иисус Христос учил, что Царство Божие не от мира сего. Оно - внутри любящего Бога человека: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17, 20-21).

Христос общается с гоями (неевреями), блудницами, мытарями и другими людьми, которых благочестивые иудеи презирали и избегали общения с ними.

Христос утверждает, что вера в Него спасает всех людей, лично принявших Новый Завет, а не только потомков Авраама.

Он не только не призывает к восстанию против римлян, но говорит  о том, что следует отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22,21).

Он постоянно обличает высшее иудейское духовенство, толкователей Торы – законников и  «благочестивых» иудеев – фарисеев.

В вину им Он вменяет сребролюбие, лицемерие, показное благочестие, осуждение тех, кто, в отличие от них, не соблюдает множество надуманных мелочных предписаний: «Вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11, 46); «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23,2) и др.

В итоге Иисус Христос был предан своим учеником Иудой Искариотом, схвачен и осуждён. Смертный приговор утвердил римский прокуратор (лат. – «правитель», «управляющий») в Иудее Понтий Пилат. Он не видел вины в действиях Иисуса, но не захотел вступать в конфликт  с иудеями, требовавшими смерти Того, Кого нескольким днями ранее встречали как Мессию:  

«Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?  Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его» (Мк. 15,13-14)

         Иерусалим

«Иерусалим, Иерусалим,
Светлая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Он к тебе пришёл - Богочеловек, -
Исцеляя кротостью уст.
Не признав Христа - Господа отверг,
Потому твой дом пуст.

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Иерусалим, не познал свой час,
Чая паче Истины ложь,
Коль Царя царей тернием венчал,
Так кого ж теперь ждёшь?

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа»

Иеромонах Роман (Матюшин) 23 ноября 1992. Печоры

Во время крестных мук Иисус прочувствовал самое страшное, что может быть в жизни человека - утрату присутствия Отца. «Элои! Элои! лама савахфани» - «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» (Пс. 21,2) – эти строки из псалма Давида были последние слова Спасителя в Его земном крестном пути.

Богочеловек Иисус Христос потерпел, на первый взгляд, полное поражение. Он был предан казни, не только мучительной, но и считавшейся у иудеев проклятой: «проклят пред Богом всякий повешенный на дереве» (Втор. 21, 23). 

Ученики спрятались «из страха от Иудеев» (Ин. 19,38), а апостол Пётр даже трижды отрёкся от Учителя, которому клялся в преданности до смерти. На Голгофе во время казни Христа из Его учеников были лишь апостол Иоанн и несколько женщин. Но за распятием последовало Воскресение – победа над смертью.

 


Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 980 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018