Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 26.05.2018, 06:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 8. Первые века христианства. Часть 2
30.01.2011, 19:04

Вопрос II. Распространение христианства

 

На третий день, согласно Священному Писанию, Христос воскрес из мертвых. Сорок дней Он являлся ученикам, затем телесно вознесся. Христиане верят, что наступит день Второго Пришествия, когда Христос вернется на Землю, чтобы судить всех людей, живых и мертвых.

Первая община приверженцев Нового Завета – церковь (греч. экклесия – «собрание») возникла в Иерусалиме. День её появления, ветхозаветный праздник Пятидесятницы, считается датой рождения, основания Вселенской Христианской Церкви. Впервые последователи Христа  стали именовать себя христианами около 42 года в Антиохии, центре римской провинция Сирия. 

Новая религия была отнесена Римским государством к числу «illicita» - недозволенных. Сама принадлежность к ней каралась как тяжкое государственное преступление. Человек, принявший крещение, образно говоря, сам себя «приговаривал к смерти», практически неминуемой во время широкомасштабных,  жестоких гонений на христиан. Но, несмотря  на невиданные в истории гонения,  число христиан быстро возрастало.

При этом следует отметить, что Церковь помнила слова Спасителя:  «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня (Ин. 6, 44) и «никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Ин.14,6). Вплоть до середины IV века не было насильственного обращения в христианство. Люди сами, по своей воле, через крещение заключали Новый Завет с Богом.

В чем причины столь быстрого распространения христианства? Что могло привлечь к учению Христа представителей всех сословий, разных племён и народов? На этот вопрос существуют различные ответы. В их числе возможны и такие:

Во-первых, на людей, искавших путь к спасению, исключительное влияние оказывала сама личность Спасителя:

Альберт Эйнштейн (1879-1955), который имел собственное, далеко не христианское представление о Боге, вере и религии, писал:  «Я - еврей, но сияющий образ Назарянина произвёл на меня потрясающее впечатление. Никто не выражался так божественно, как Он. Действительно, в этом мире есть только одно место, где нет тьмы. Это личность Иисуса Христа. В Нём Бог нам открылся наиболее постижимо».

Иисус Христос стал нравственным  идеалом значительной части человечества. Даже враги христианства не смогли найти в Его личности черт, которые можно было бы использовать для того, чтобы опорочить как Его самого, так и его  учение.

 

Во-вторых, подвиг Святых апостолов.

Согласно повелению, данному Спасителем перед Вознесением своим ученикам, они не отлучались из Иерусалима, пребывая в «Сионской горнице»,  помещении, где происходил их последний ужин с Учителем – «Тайная вечеря». В это время они избрали двенадцатого апостола  вместо предателя Иуды - уроженца Вифлеема Матфия. В день Пятидесятницы, произошло предсказанное Христом сошествие Духа Святого. Вот как об этом говорится в Деяниях апостолов (Деян. 2, 2-4):

«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

Обретя дар говорения на иных языках (глоссалия), апостолы отправились в разные страны, дойдя до Индии и  Эфиопии, Кавказа и Скифии. Они несли человечеству Евангелие - Благую весть о пришествии в мир Мессии, Спасителя. 

Трудным и опасным было их служение. Из двенадцати первых учеников Христа только один - Иоанн Богослов умер своей смертью, не избежав истязаний и каторги. Остальные претерпели мученическую смерть. Но там, где прошли с проповедью апостолы, возникали первые христианские общины - церкви.

В распространении христианства особую роль сыграл Павел из города Тарса в Киликии – «апостол язычников», урождённый Савл. Иудей по рождению и воспитанию, он принимал активное участие в гонениях на первых христиан. Когда Савл, по поручению иудейского Совета (Синедриона), шёл организовывать гонения на последователей Христа (датируют эти события 37-м или 41-м годом), с ним произошло неожиданное:

«Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи?

Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна (греч. кентрон – «колющее орудие, остриё» - ВК). Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск» (Деян. 3-8).

В Дамаске Савл был исцелён и принял крещение. Ставший известным под именем  Павел, апостол стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира. В его посланиях систематизировано христианское вероучение, даны важные рекомендации по организации церковной жизни.

За распространение веры Христовой апостол перенёс много страданий. «От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 24-27).

Святой Павел был обезглавлен в Риме при императоре Нероне, во время первого масштабного гонения на христиан. В одно время с ним принял мученическую смерть  святой Пётр. Этих апостолов христиане называют Первоверховными и почитают их память в один день – православные 12 июля, католики 29 июня.

 

В- третьих – нравственные качества первых христиан. Строжайшее соблюдение требований христианской морали  было нормой повседневной жизни в ранней Церкви.

Правоту своего учения христиане подтверждали ценой собственной жизни. Твёрдость духа, проявляемая ими в период гонений, изумляла не только свидетелей, но даже палачей. Со второго века римская бюрократическая машина фиксировала судебные процессы. Благодаря этому, до нас дошли «Акты мучеников» (лат. acta martyrum), потрясающие свидетельства мужества и стойкости в вере первых христиан.

В ранней Церкви неукоснительно соблюдалась заповедь христианской любви. Исполнение её проявлялось в заботе о бедных, вдовах и сиротах, в посещении заключённых в тюрьмах и местах отбывания ссылки и каторги, в помощи людям во время войн и стихийных бедствий - голода, эпидемий, землетрясений, в готовности  отдать последнее, что у них есть,  другому человеку. Писатель II века Тертуллиан сообщает  о фразе, услышанной им среди язычников: «Смотри, как эти христиане любят друг друга».

 

В четвертых,  учение Христа дало ответы на вечные вопросы, волнующие людей:

Как освободиться от власти греха?

Предрасположенность к грехам, нарушениям Божьих заповедей свойственна всем людям. Вспомним евангельский эпизод - Христос и грешница (Ин. 8, 2-11) и слова Христа: « кто из вас без греха, первый брось на неё камень… Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних ». Ощущение собственной греховности свойственно любому человеку, в ком не умолк голос совести.

Одни люди привыкают к этому состоянию, другие хотят избавиться от него, как чистоплотный человек стремится избавиться от грязи на своём теле. Для людей совестливых жизненно важен вопрос: Возможно ли очищение от грехов, уже совершенных, их искупление (прощение, снятие с себя вины)?

Христианство отвечает утвердительно – да, возможно! В основе этого утверждения два принципиальных момента:

Во-первых, слова Христа о том, что высший подвиг христианской любви - положить «душу свою за друзей своих» (Ин.15:12,13). Церковь учит, что те, кто жертвует собой ради других, искупает грехи не только свои, но и чужие.

Чем меньше у человека личных грехов, тем боль­ше чужих грехов он искупает своим добровольным жертвенным служением. Здесь - как в математике, где по мере приближения делителя к нулю результат деления приближается к бесконечности.

Богочеловек Иисус Христос - Бог по Духу и Совершенный Человек по душе и плоти - не имел личных грехов. Поэтому, добровольно пойдя на смерть за грехи людей, Он искупил максимальное количество чужих грехов - грехи всего падшего человечества.

Во-вторых, благодаря искупительной смерти Христа человечество в целом и каждый человек в отдельности получили возможность избавления от власти греха и надежду на восстановление связи с Богом и жизнь вечную. «Как преступлением од­ного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправ­дание к жизни (Рим. 5, 18). «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15:22)».

 

Как обрести вечную жизнь с Богом?

Человек, приняв крещение, не обретает спасение автоматически, лишь ценой крестной смерти Спасителя. Нужны личные усилия для того, чтобы преодолеть склонность к греху и достичь главной цели земной жизни - обретение вечной жизни с Богом. Как прийти к этой цели?

Ответ дан Христом: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Спаситель указал на три этапа этого пути: 

Первый  - «отвергнись себя», т.е. отодвинь своё «Я» с центрального места в сердце, которое принадлежит Богу.  

Второй - осознанно и безропотно «возьми крест свой». Это означает, что нужно без ропота  принимать труды, заботы и скорби, которые выпадают тебе в жизни.

Третий -  следовать за Христом что означает жить по Христовым заповедям, следовать Его примеру в различных жизненных ситуациях, не на словах, а на деле быть «солью» мира, его «светом».

 

К началу IV века от Рождества Христова около половины населения Римской империи уже были христианами. Последняя, самая кровавая попытка государства уничтожить Церковь, предпринятая императором Диоклетианом, привела лишь к дальнейшему распространению учения Христа. И государство смирилось.

В 313 году император Константин I Великий  и его соправитель Лициний  подписали Миланский эдикт - указ, провозгласивший христианство «religio licita» - «дозволенной религией» и уравнявший его в правах с другими культами и верованиями. Время гонений завершалось.   В 380 году император Феодосий I Великий объявил христианство единственной дозволенной религией в государстве. Наступала новая эпоха в жизни Церкви.

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 719 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018