Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 23.02.2018, 21:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 9. Христианские догматы, культ, этика. Часть 1.
30.01.2011, 22:40

С изменением положения христианства в Римской империи на повестку дня встал вопрос унификации вероучения и культа. Эту задачу решали соборы - собрания представителей Церкви для разрешения различных вопросов религиозной жизни.  Особую роль играли Вселенские соборы - собрания представителей поместных (территориальных) церквей. В неразделённой на разные направления Христианской Церкви они признавались в качестве верховного авторитета в вопросах вероучения и церковного устройства.

Вселенские соборы созывались указами императоров, которые затем придавали их решениям силу государственных законов. Те христианские общины, которые не принимали решения Вселенских соборов, отпадали от церковного единства. Они создавали свои организации (лат. секта - «школа, путь, учение, направление», гр. аналог - ересь). Государство всячески преследовало их, не останавливаясь перед насилием для утверждения единства христиан в вопросах вероучения и обрядов. 

 

Вопрос I. Основные догматы христианского вероучения

 

Христианское вероучение основано на Божественном откровении. Все христиане признают одно Священное Писание - Библию. Само слово «Библия» отсутствует в Писании. Святитель Иоанн Златоуст назвал этим греческим словом собрание священных писаний.

Библия состоит из двух частей

1. Ветхий завет  (от гр. Παλαιὰ, палайо - «старый», «тот, что был прежде», «прежний» и Διαθήκη, диатеке -  договор, завет; др. евр. синоним  - «брит»). 

2. Новый завет  состоит из 27 книг, канонический состав которых формировался на протяжении I-IV веков. Лаодикийский поместный церковный собор в 364 году утвердил канон в составе 26 книг, составляющих его и теперь, без Апокалипсиса апостола Иоанна Богослова. После этого вопрос о новозаветном каноне обсуждался ещё на двух поместных соборах, - Гиппонском 393 года и Карфагенском (397- 419 годы), и был окончательно принят вторым правилом т.н. Пято-шестого собора (Трулльского) в 692 году.

 

Символ веры

На Первом (Никея, 325 год ) и Втором (Константинополь, 381 год) Вселенских соборах был сформулирован Символ веры, включающий основные догматы христианского вероучения:

О Боге -Отце, Вседержителе и Творце Мира невидимого и видимого;

О Боге - Сыне, Иисусе Христе, единосущном Отцу и предвечно рождаемом от Него, воплотившемся от Святого Духа и Девы Марии, умершем за людей на кресте при Понтии Пилате и воскресшем на третий день, вознёсшемся на небеса и грядущем во второй раз, чтобы судить живых и мёртвых и царствовать вовеки;

О Духе Святом, животворящем, исходящем от Отца, который говорил через пророков;

О Церкви -  единой, святой,  соборной (кафолической), апостольской;

О крещении, совершаемом лишь единожды и очищающем от грехов;

О всеобщем воскресении мёртвых.

О новой вечной жизни в преображённом мире.

 

Эти догматы лежат в основе христианского мировоззрения, в центре которого  Бог - Единый, Безначальный и Беспредельный. О Нем люди могут знать только то, что Он открывает им в доступных человеческому пониманию образах.

Христианство признаёт, как и религия Ветхого Завета, что Бог есть Творец, Законодатель и Судья. Вместе с тем, христианское представление о Создателе имеет ряд существенных отличий от других монотеистических религий

 

Особенности христианского представления о Боге:

1. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8).

По своей сущности Бог есть любовь и только любовь. В этом главное отличие христианского представления о Боге от ветхозаветного. Ветхозаветное сознание, «ветхий» человек с трудом воспринимает это представление о Боге, сущность Которого - любовь. «Ветхому» человеку ближе образ Всемогущего Творца и Судии, карающего злодеев и награждающего праведников. Причём Божественный суд втискивается им в рамки собственного представления о справедливости.

Но именно по любви, а не ради понимаемой по-человечески справедливости, Бог принёс Сына Своего Единородного в жертву во искупление грехов падшего человечества, для того чтобы дать возможность человеку «ветхому» преобразиться в человека «нового», способного пройти путь от раба Божьего до сына Божия.  

2.  Бог - Троица. Он имеет три ипостаси («образа существования», по определению св. Василия Великого) - Отец, Сын, Святой Дух. Каждый из Них – Бог истинный. Между ними нет ни старшего, ни младшего.

Пресвятая Троица - синоним христианского Бога.

Тайна Троицы во всей полноте непостижима. Симеон Новый Богослов (949 - 1022): «Никто не может ясно и полно постичь умом и выразить словом догмат о Пресвятой Троице».

Святой Кирилл (Константин), просветитель славян, пытаясь объяснить тайну Пресвятой Троицы, говорил: «видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло. Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца - свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идёт и тепло, ис­ходит Дух Святый. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло. Но это не три, а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

Триипостасность Бога неразрывно связана с Его Божественной сущностью. Блаженный Августин говорил: «Тайна христианской Троичности - это тайна Божественной любви. Ты видишь Троицу, если видишь любовь». Николай Васильевич Гоголь в «Размышлениях о Божественной Литургии» писал: Бог «весь одна любовь, содержащая в Своей Троице и любящего, и любимого, и само действие любви. Любящий - это Бог Отец, любимый - Бог Сын, и сама любовь, их связующая, есть Бог Дух Святой».

 

Не все христиане приняли догматы о Боге - Троице, утверждённые двумя первыми Вселенскими соборами. Александрийский епископ Арий (256-236) утверждал, что  Сын Божий - Иисус Христос был сотворён Богом и не был единосущен Творцу. Учение Ария - арианство было осуждено на Первом Вселенском соборе. Однако его сторонники – ариане не сдавались. После собора они временно взяли верх во Вселенской церкви. Более того, в это время широко распространилось отрицание Божества Духа Святого, т.н. пневматомахия – «духоборство».

Благодаря трудам выдающихся восточных богословов, «великих каппадокийцев» (от Каппадокии – области на востоке Малой Азии) Василия Великого (330-379), Григория Богослова Назианзин, 329 -  389) и Григория Нисского (335 – после 394), Второй Вселенский собор в своём 5 правиле окончательно утвердил догмат о едином «Божестве Отца, и Сына, и Святого Духа». Те христиане, которые приняли догмат о Троице, стали называть себя православными.

Не успели закончиться споры о Троице, как в Церкви начались новые - «христологические»,  о соединении в Иисусе Христе двух природ и двух воль – Божественной и человеческой.  Ожесточённая борьба по этим вопросам  продолжалась три столетия и завершилась утверждением на Третьем (431 г. Эфес), Четвёртом (451 г., Халкидон), Пятом (553 г., II Константинопольский) и Шестом (680- 681 гг., Константинополь)  Вселенских соборах догматов о наличии двух природ и двух воль в Христе.

Согласно этим догматам у Богочеловека - Иисуса Христа одна личность (ипостась), две природы (физис) - Божественная и человеческая и, соответственно, две воли (фелема). Те христианские общины, которые не приняли эти догматы, отделились от Православия и образовали свои церкви, которые сейчас принято называть Дохалкидонскими или Древневосточными.

В VII веке среди православных христиан развернулась борьба между противниками и сторонниками почитания священных образов - икон (иконоборцы - икономахи или иконкласты и иконопочитатели - иконодулы). 

В 787 году VII Вселенский собор (II Никейский) осудил иконоборчество и принял догмат о почитании икон. Окончательно победа над иконоборцами  была закреплена на Константинопольском соборе 843 года. Тогда же был установлен праздник Торжества Православия, отмечаемый  в Православной Церкви в первое воскресенье Великого Поста.  С этого времени в Православии не вводилось новых догматов.

 

Восточное и Западное христианство

Раздел  Римской империи на Западную и Восточную в 395 году, постепенное обособление этих частей единого государства привели к постепенному росту догматических и культовых различий между восточным и западным христианством (на языке того времени - греками и латинянами).

Различия усугубились претензиями Римского епископа (папы) на главенство во Вселенской церкви. Периодически возникавшие между Римом и Константинополем, фактической столицей Восточной церкви, конфликты привели к расколу христианства на Восточную - Православную и  Западную – Католическую церкви.

Традиционно датой этого разделения считают 1054 год. Но явный характер оно приобрело во время Крестовых походов, начавшихся в  1096 году, особенно после захвата крестоносцами в 1204 году Константинополя - столицы Византии (Восточной Римской империи).

В Католической церкви продолжали созывать соборы, именуемые Вселенскими, а также принимать новые догматы. Всего Католическая церковь признает 21 Вселенский собор (7 в единой Церкви, и 14 после её разделения). Последним католическим Вселенским собором стал Второй Ватиканский (1962 - 1965).

Как православные, так и католики, наряду со Священным Писанием признают статус Божественного Откровения за Священным Преданием, в который включают:

- древние Символы веры;

- «Правила апостольские»;

- «Деяния» вселенских и некоторых поместных соборов;

-  труды отцов и учителей Церкви;

-  чины древних литургий; 

- акты мучеников, составленные непосредственными свидетелями их страданий и др.

 

В XVI веке в Западной и Центральной Европе началась Реформация - массовое движение за преобразование Католической церкви. В результате возникло новое направление в христианстве, получившее название протестантизма.

В рамках протестантизма впоследствии возникло множество направлений, число которых по разным подсчётам колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч. Протестанты отвергают Богооткровенный характер Священного Предания, признают в качестве источника вероучения только Библию, отменили большинство обрядов, почитание икон и святых, максимально упростили богослужение.

 

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 9048 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018