Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 26.05.2018, 06:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Религиоведение

Лекция 9. Христианские догматы, культ, этика. Часть 2
30.01.2011, 22:48

Вопрос II. Культ в христианстве.

 Культовая практика (богослужение) у христиан разных направлений сильно различается. Наиболее торжественна и разнообразна она в Православии, достаточно развита в католицизме, древневосточных церквях. В  большинстве протестантских  общин  богослужебная  практика,  наоборот,  отличается простотой.

Христианское богослужение состоит из молитв, чтения Священного Писания и совершения обрядов.

Таинства

Особое место среди обрядов в Православной и Католической церквях занимают таинства - священные  действия, через которые человеку даётся благодать (дар)  Святого Духа.

У православных и католиков семь основных таинств:

 1. Таинство крещения.

Через него человек омывается от первородного греха и от всех грехов, совершенных им ранее. Совершается через троекратное погружение в воду или через возлияние (окропление). В Православной Церкви формула крещения такова: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь». У католиков же происходит перенос внимания на фигуру совершающего таинство. Католический священник говорит: «Я крещаю тебя…».

 2. Таинство миропомазания.

Во время совершения таинства священник специальным масляным составом (он называется миро), ставит крестики на руках, ногах, голове и других частях тела. Миропомазание совершается один раз в жизни. Исключение - для православных царей, которых помазывали дважды - при крещении и  обряде «венчания на царство». У православных таинство миропомазания, как правило, совершается сразу после крещения. В Католической церкви это таинство называется конфирмацией. Совершается оно, в отличие от Православной Церкви, не священником, а епископом. Существенным отличием является и то, что конфирмация не совершается над младенцами сразу после крещения, а лишь по достижении ими отроческого возраста. В разных странах и в разные века возраст конфирмации колебался от семи до двенадцати лет.

3. Таинство исповеди или покаяния.

Покаяние - таинство, в котором верующий исповедывает (открывает) свои грехи перед Богом в присутствии священника и получает через него их прощение от Господа.

Иисус Христос дал апостолам, а через них и священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20,23).

4. Таинство причастия. Совершается во время главного богослужения христиан - литургии (мессы у католиков). Собравшиеся верующие следуют примеру апостолов, которые на Тайной вечере, накануне крестных страданий Спасителя, пили из одной чаши и ели хлеб, которые Он им давал со словами: «Сие есть Тело Мое...» и «Сие есть Кровь Моя...» (Мф. 26, 26-28).  Христос заповедал постоянно совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22,19).

В католической церкви младенцев до конфирмации не причащают.  Причащение мирян совершается хлебом  (II Ватиканский собор 1962-1965 разрешил для желающих причащение и белым вином).  Хлеб для Евхаристии употребляется пресный, в отличие от православных, совершающих евхаристию на квасном хлебе.  

5. Таинство елеосвящения (соборования). Основание для него Церковь видит в следующих словах евангелия от Марка:

«И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: если где войдёте в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6,7).

 6. Таинство священства.

Таинство Священства, или Хиротония (греч - рукоположение), совершается при возведении в священный сан.

 7. Таинство брака.

В таинстве брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь.

Правила православной церкви допускают развод. Католики исходят из абсолютной нерасторжимости брака.

 Кроме таинств есть и другие обряды – освящение, благословение и т.д. (в католицизме они называются сакраменталями).

Для совместного богослужения христиане большинства конфессий собираются в специальных зданиях – храмах. Храмы разных христианских конфессий носят различные наименования и отличаются по внешнему виду. Общим является наличие в нем трёх основных частей – алтаря, собственно храма и притвора.

Праздники

Важное место в христианском культе занимаю праздники и посты - особые, выделенные из повседневных, периоды (дни) в жизни Церкви.

Главными христианскими праздниками являются:

1. Пасха - праздник, установленный в честь чудесного Воскресения Иисуса Христа. Отмечается в первое воскресенье  после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Для вычисления дат празднования составляются таблицы (пасхалии).

2. Рождество Христово. Христиане стали отмечать его с середины IV века.

 Единым праздничным днём для всех христиан (кроме некоторых протестантских конфессий) является воскресенье.

Пост

Пост – форма упражнения духа, души и тела на пути к спасению. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост -  ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - период особо напряжённой молитвы.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

 Посты в Православии.

Наиболее строго посты соблюдаются в Православии, где число постных дней в году доходит до 200. Пост соблюдается в среду и пятницу, в течение однодневных (Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Усекновение главы Иоанна Крестителя, канун Богоявления) и четырёх многодневных постов:

Великий пост - семь недель до Пасхи;

Петровский или Апостольский - начинается на восьмой день после Пятидесятницы и заканчивается 28 июня (11 июля), накануне праздника апостолов Петра и Павла; продолжительность колеблется от одной до шести недель;

Успенский - длится две недели, с 1по 14 (14-27) августа;

Рождественский  - длится сорок дней, с 15/28 ноября по 24 декабря/6 января. 

 Посты в католицизме.

В настоящее время, как правило,  соблюдаются:

Великий пост - 40 дней до Пасхи (начиная с т.н. Пепельной Среды), исключая воскресенья.  

Адвент -  четыре воскресенья до Рождества, период сосредоточенности, размышления о предстоящем приходе Христа и т.п.

Пятницы всего года (за некоторыми исключениями), дни воспоминания Страстей Христовых.

Кануны некоторых великих праздников.

 Пост в протестантизме.

Посты у протестантов личные. Совершаются при возникновении необходимости - болезнях самих верующих или их близких, в трудных жизненных ситуациях, при принятии ответственных решений в жизни, для разрешения сомнений, для укрепления в вере, перед совершением серьёзных событий в жизни и др. Обычно посты длятся не более трёх дней. 

Многодневные посты соблюдается некоторых направлениях, например, в лютеранстве. Ограничения при этом относятся скорее к количеству пищи, чем к её составу. Упор делается на «особо благочестивую жизнь»

Вопрос III. Христианская этика

Христианская мораль -  совокупность нравственных норм, основанных на библейских заповедях.

Божественное откровение содержит заповеди, указанные Творцом предписания и запреты.

Бог даровал человеку свободу воли, возможность исполнять или не исполнять Его повеления. При этом человек был  предупреждён об ответственности за сделанный выбор.

Соблюдение заповедей ведёт человека к вечному Бытию с Богом в Царствии Небесном.

Нарушение заповедей - путь от Бога, в Небытие, в Пустоту (гр. - Аид или Гадес, евр. Шеол).  

Небытие - реальность за порогом Царства Божьего, Божьего мира. В неё приводят систематические нарушения Божественных заповедей - грехи.

Вот почему грех на греческом языке - амартейя (промах, выстрел мимо цели).

Грех – источник и синоним зла, появившегося в творении в результате неправильного свободного выбора.

Грех в христианстве  рассматривается и как преступление, и как болезнь человеческой души. Лучшее средство от болезни - формирование иммунитета к ней. Иммунитет от греха дают добродетели -  добрые качества человека, его духовный щит.

Среди  христианских добродетелей особо выделяют Веру, Надежду (упование) и Любовь.

Возможна ли жизнь без греха? Да, но как цель, как идеал, к которому нужно стремиться.

Христианство исходит из того, что после грехо­падения Адамы и Евы нет ни одного человека, который не имел бы лич­ных грехов. В заупокойной молитве Православной церкви есть слова: «Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит».

 Что делать, когда грех совершён? Прежде всего, не впадать в отчаяние, помнить, что грех не делает нас чужими для Бога. Творец даёт согрешившему человеку возможность покаяния.

Подлинное покаяние -  метанойя (греч. «изменение образа мыслей и жизни»). Оно является таинством, потому что невозможно без помощи Бога. Для истинного покаяния необходимо соединение двух движений души:

- осознания себя преступником перед Богом и людьми;

- мольба о прощении и помощи, о том, чтобы Бог дал силы перестать грешить, стать «новым» человеком.

Признак подлинного покаяние - исповеданные грехи больше не повторяются.

Если грех повторяется, то превращается в привычку. Из греховной привычки затем вырастает страсть - приверженность (преданность) греху.

Фундаментом христианской морали являются Десять заповедей Ветхого завета (Декалог). Неукоснительное соблюдение заповедей стимулировалось неотвратимостью наказания за их нарушение и поощрением за соблюдение. Бог воспитывал избранный народ, как воспитывают детей. Апостол Павел не случайно назвал Ветхозаветный закон, «детоводителем (педагогом – В.К.)  ко Христу» (Гал 3:24).

Христос призывал к соблюдению ветхозаветных заповедей. Но в отличие от иудейских законников он нацеливал не на формальное, внешнее соблюдение запретов и предписаний, а на исправление человеческой души, повреждённой грехом.

Христос же учил, что человек спасается не исполнением обрядовых запретов и предписаний, а искренней, живой, глубокой верой. На русский язык словом «вера» переведено древнееврейское «эмуна», которое означает «безоговорочное доверие, преданность Богу» (греческий синоним – «пистис»).

Апостол Павел  в  «Послании галатам» (2, 16) прямо пишет: «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».

Вера проявляется в делах. Мф. 7, 26-27: «всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал».

Апостол Иаков писал (Иак. 2. 14, 26): «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?... как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».

Критерий, указывающий, что дела являются добрыми в христианском, спасительном  понимании - любовь – агапе (любовь-добро). Ни вера, ни исполнение запретов и предписаний сами по себе не соединяют с Богом, если они не освящены любовью. Почему?

«Бог есть любовь. Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» - пишет апостол Иоанн (1 Ин.4;16).

Любовь – агапэ уподобляет человека Богу и соединяет с Ним.  Такая любовь  - икона Царства Божия в каждом из нас. Её можно уподобить зародышу жизни в зерне, посеянном в землю.

Апостол Павел (1 Кор. 13, 1-8) написал замечательные слова о христианской любви - агапэ:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

И если я раздам все имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,  не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

 Христос объединил десять заповедей Ветхого Завета в две Заповеди любви:

Заповедь первая - «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею».

Любить Бога, это, прежде всего, соблюдать Его заповеди. «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19, 17), - сказал Господь богатому юноше, желавшему стать Его учеником.

Заповедь вторая - «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Что она означает для нас?

Ответ мы ищем в словах Иисуса Христа: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31); «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12).

Обе эти заповеди не являются сугубо христианскими? Они содержатся в Ветхом завете.

Втор. 6.4-5 (Ва-йикра́ - «И воззвал»): «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими».

Лев. 19,18: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя».

Но Христос не только напомнил об этих заповедях них, но внёс новое содержание, отвечая на вопрос – «Кто мой ближний»?

Притча о милосердном самарянине (Лк. 10:30-37):  

«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою, и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино и, посадив на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих трёх, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Христос добавил заповедь, которая недоступна «ветхому» человеку:

«любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,  да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.  Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Мф. 5, 44).

В христианском представлении ответить злом на добро – от сатаны, ответить добром на добро - от человека, ответить добром на зло - Бога. Сам Господь подавал нам пример вплоть до конца своей земной жизни, молясь на Кресте за тех, кто распял Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34).

Счастье и блаженство.

Ветхий завет - договор Бога с избранным народом. Народ обязывается принять и свято соблюдать заповеди. Бог обещает за это благоденствие счастливой ( греч. эвдемония) жизни в Земле Обетованной.

Новый завет – договор со всем человечеством. При этом идеал счастья переносится за пределы мира видимого, материального, временной земной жизни, где «счастье» - эвдемония возможно лишь неполным, относительным, временным.

Иисус Христос учил, что подлинное счастье - блаженство может быть лишь в мире Небесном, где  человек будет жить вместе с Богом, во вновь обретённом рае.

Словом «блаженство» на русский язык переведено греческое «макариос». Макариос - это внутренний мир, внутреннее счастье, внутренняя радость, не зависящее от внешних обстоятельств, превратностей жизни.

Гомер применял слово «макариос», говоря об олимпийских богах. В Библии оно также многократно прилагается в отношении к Богу -  «Блаженный Бог» (См. Пс. 67,35; 71,18; 118,12; 1 Тим. 1,11).

Для достижения блаженства - счастья в вечной жизни необходимо соблюдать заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди (Мф. 5-7; Лк. 6,12-49). Вспомним их ещё раз. .

                                                                                                                                            Заповеди блаженства:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Греческое слово птокас означает состояние бедности,   при котором человек вынужден просить милостыню, ибо полностью зависит от других людей.

Нищие духом - это люди, которые осознают свои грехи и понимают, что без помощи Божией не смогут их одолеть. «Без Бога я – ничто» - вот слова, говорящие о том, что человек стал на первую ступеньку «Лестницы в Небо» -  Царство Божие.  

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Пенфэоне просто плач, но скорбь, сокрушение об утрате бесконечно дорогого - ощущения присутствия Бога в своей жизни, омрачённой грехами.  

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Праис – так называют нежный лёгкий ветерок, внезапно сменивший сильный, штормовой ветер. Это – внутренняя сила, усмирённая волей человека.

Кроткие (праис) - люди, которые терпеливо переносят всякие неприятности, несчастья и обиды без ропота на Бога, возмущения против других людей.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Алчущие и жаждущие правды - люди, которые желают праведности, жизни по Божьим заповедям, как голодные пищи и жаждущие - воды.

 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милостивые (милосердные) - люди, имеющие доброе сердце, сострадательные, готовые помочь нуждающимся всем, чем только могут.

Христос повторял слова пророка Осии -  «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6,6; Мф. 9, 13; Мф. 12.7)

 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят.

Чистые сердцем – это те, кто не только не совершает дурных дел, хранят себя от порочных мыслей и желаний.

 7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены (названы) сынами Божиими.

Евр.  шалом (греч. эйрене), переводимое как «мир», означает :

-  физическое здоровье;

- материальное благосостояние;

- дружеские отношения с другими людьми;

- политический мир

и главное

- мир с Богом, соблюдение Его заповедей.

 Миротворцы – те, кто способствует установлению и поддержанию мира, устранению конфликтов, вражды, ссор. Этим они уподобляются Сыну Божию, Который пришёл на землю для того, чтобы примирить человечество с Богом.

Молитва св. Франциска Ассизского: «Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего,  чтобы я вносил любовь туда - где ненависть, чтобы я прощал - где обижают, чтобы я соединял - где есть ссора».

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное.

Изгнанные за правду - люди, которые ради исполнения воли Божией терпят и стойко переносят гонения, лишения и бедствия. 

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, ибо велика ваша награда на небесах.

 Таковы основные заповеди (нормы) христианской морали. Соблюдение их – путь от человека «ветхого» к человеку «новому», от раба Божьего до Его Сына.

 

 

Категория: Религиоведение | Добавил: Виталий
Просмотров: 1191 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018