Сайт Виталия Коваленко

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 23.02.2018, 20:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи

Время Григория Сковороды

ВРЕМЯ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ

22.11 (3.12) 1722 – 29.10 (9.11) 1794

 

 

Время – одна из величайших тайн мироздания. Европейское миросозерцание основывается на «линейности» этого феномена, разделенного в нашем представлении на прошлое, настоящее и будущее. Человек живет в настоящем, реализуясь в его событиях и страстях. Но что есть настоящее, как оно связано с прошлым и будущим? Всего лишь миг между тем, чего уже нет и тем, чего еще не существует? Или это фрагмент вечности, где прошлое, настоящее и будущее непостижимым образом существуют одновременно? От ответа на этот вопрос зависит и отношение человека к сиюминутному и суетному. Он либо сливается с ним и исчезает из памяти людей вместе с преходящим, «канет в Лету», реку Забвения, либо может жить, ощущая всей душой свою связь с вечностью, воспринимая настоящее, говоря образно, как некий промежуток между молнией, которая сверкнула, и громом, который неминуемо грянет. В этом случае жизнь человека, его мысли, чувства и дела остаются в истории, которая «есть непрерывная борьба вечного со временным» [ 1. С. 53 ]. Человек был, есть и будет двойственным существом, принадлежащим двум мирам: «высшему Божьему миру, который он в себе отображает, миру свободному, и миру природно-естественному, в который человек погружен, судьбы которого он разделяет и который многими путями действует на человека и связывает его по рукам и ногам настолько, что сознание его затемняется, забывается высшее происхождение его, сопричастность его высшей духовной действительности»         [ 1. С.63 ]. Каждый свободен в выборе, какому миру посвятить свою жизнь.

Долгая жизнь Григория Саввича Сковороды вместила три четверти XVIII века, во многом судьбоносного для мира в целом, Украины в частности. Бурные события его не только вовлекали в свой водоворот современников, но и до сих пор обращают на себя пристальное внимание всех, в ком живет интерес к истории. Родился будущий философ, музыкант и литератор в селе Чернухи на Полтавщине. Отец Григория, казак Лубенского полка, имел небольшое хозяйство, которое вел вместе с женой, также казацкого рода. Уже зарубцевались раны, нанесенные Гетманщине в ходе Северной войны, прокатившейся в 1708 –1709 гг. по просторам  Левобережной Украины. 3 (14) июля 1722 года скончался гетман Иван Скоропадский, которому выпала нелегкая судьба – сберечь казацкую автономию после перехода своего предшественника Ивана Мазепы на сторону шведского короля Карла XII.

Разоренная войной Гетманщина несла бремя содержания десяти регулярных драгунских полков. Земельные владения «мазепинцев» щедро раздавались российским офицерам, а также поступившим на имперскую службу иноземцам. Десятки тысяч казаков тем временем направлялись на строительные работы: возводить «Северную Пальмиру» – Санкт-Петербург, каналы вокруг Ладожского озера, укрепления вдоль побережья Каспийского моря. В 1722 году 10 000 казаков под командованием Лубенского полковника Андрея Марковича направились на Кавказ, возводить крепость Святого Креста у дагестанской реки Сулак. Вскоре туда двинулись еще 10 000 казаков с Полтавщины.

Власть гетмана становилась с каждым днем все призрачнее, став фикцией 15 (25) мая 1722 года. В этот день император Петр I подписал указ о создании Малороссийской коллегии, которой подчинялись судовые и административные органы Гетманщины. Эта мера затронула главным образом интересы старшины, но вскоре стало ясно – впереди полное поглощение казацкой автономии имперской властью. После смерти Скоропадского нового гетмана император избирать не дозволил, возложив его обязанности на черниговского полковника Павла Полуботка. Попытка последнего добиться восстановления казацких прав завершилась его арестом и смертью в каземате Петропавловской крепости. Единым правителем Украины остался президент Малороссийской коллегии бригадир Степан Вельяминов-Зернов. По гражданским делам коллегия подчинялась Сенату, по военным – главнокомандующему российскими войсками в Украине в 1723-1728 гг. князю Михаилу Голицыну.

Положение Украины изменилось в правление Петра II, внука Петра I (1727–1730). Он упразднил Малороссийскую коллегию и разрешил избрание гетмана. 11.10.1727 года на генеральной раде в Глухове гетманом был избран 73-х летний миргородский полковник Даниил Павлович Апостол (1727–1734). В ответ на его просьбу о восстановления прав Украины Петр II подписал «Решительные пункты», своеобразную конституцию Гетманщины. Гетман и высшая старшина избирались радой и утверждались в Петербурге. Нижнюю старшину утверждал гетман. Высшей судебной властью обладал Генеральный суд из трех великороссов и трех казаков. Гетман не имел права на переговоры с другими государствами. Тем не менее, «Решительные пункты» значительно упорядочивали внутреннюю жизнь Украины. Постепенно Даниил Апостол добился расширения автономии Гетманщины. Численность российских полков, содержащихся ее населением, уменьшилась до шести; великороссам было запрещено покупать землю на Украине; Киев перешел под юрисдикцию гетмана из под власти генерал-губернатора.

Вряд ли маленького казачонка Григория волновали события, происходящие на вершине власти в Гетманщине. Но его внимания не могли не привлечь экзотически одетые запорожцы, получившие разрешение императрицы Анны Иоанновны (1730–1740) вернуться на родину, которую покинули в 1709 году. Обосновавшись в Новой (Покровской) сечи на реке Подпольной в 1734 году, они активно включились в бурную политическую жизнь страны. Российская империя втянулась в кровавую гражданскую войну в Речи Посполитой. Здесь схватились сторонники двух польских королей: Августа III Фредерика, ставленника России и Пруссии, и Станислава Лещинского, поддерживаемого французами.

В конфликт вмешались соседние государства. В составе российских войск в боевых действиях приняли участие украинские казаки под командованием генерального обозного Якова Лизогуба. После смерти Даниила Апостола он исполнял обязанности наказного гетмана. Управление же Украиной перешло в руки Гетманского правительства во главе с князем генерал-аншефом Алексеем Ивановичем Шаховским. Вступление российских войск на Правобережье дало толчок к мощному антипольскому восстанию, вошедшему в историю под названием Гайдамаччина. Оно охватило Киевщину, Волынь и Подолию. Рассказы о гайдамаках, беспощадно истреблявших помещиков на Правобережных землях, разносились по всей Украине. В борьбе с повстанцами объединились польские и российские войска, которые смогли подавить выступления только к 1738 г.

Война на Правобережной Украине была прелюдией к тяжелым испытаниям, обрушившимся на Украину во время русско-турецкой войны 1735–1740 годов. Турция воевала в это время с Ираном. По приказу султана крымский хан Каплан-Гирей с 80-тысячным войском направился на театр боевых действий. Иранцы разгромили турецко-татарское войско. Россия решила воспользоваться ситуацией и занять Крым. В качестве повода было использовано то обстоятельство, что хан во время похода прошел через территорию Российской империи. Состоялось несколько походов на Крым, в которых приняли участие десятки тысяч украинских и запорожских казаков.

В мае 1736 года шестидесятитысячное войско (в том числе 12 000 левобережных, 2400 слободских и 2000 запорожских казаков) с фельдмаршалом Бурхардом Минихом во главе взяло штурмом укрепления Перекопа. Украинские казаки под командованием Якова Лизогуба перешли вброд Сиваш и ударили в тыл оборонявшимся туркам и татарам, что во многом предопределило успех операции. К концу июня был занят почти весь полуостров, подвергшийся полному опустошению. Сильная жара, недостаток воды и продовольствия, эпидемии вынудили Миниха спустя месяц вернуться на Украину, потеряв непосредственно от боевых действий две тысячи человек и половину армии от болезней.

В начале июля 1737 года двадцатипятитысячный русско–украинский отряд под командованием фельдмаршала Петра Ласси перешел Сиваш вброд, разбил и рассеял крымско-татарское войско во главе с ханом и взял Карасубазар. Разрушив город и около тысячи татарских деревень, войско, не выдержав испытания местными условиями, вернулось через Молочные Воды на Украину. Новый поход Ласси на Крым состоялся весной 1738 года. Русские и украинские войска  смогли дойти до Перекопа, но вынуждены были вернуться к Днепру, понеся большие потери. Погиб, прикрывая отход армии, один из наиболее просвещенных людей казацкой Украины полковник Григорий Грабянка, автор летописной истории освободительной войны под руководством Хмельницкого.

Годы войны подорвали людской и экономический потенциал Украины. Были убиты и искалечены десятки тысяч казаков. Погибло до ста тысяч коней и волов, реквизированных для военных нужд. Проезжавший в 1738 году через Украину видный государственный деятель Российской империи Артемий Петрович Волынский так описал свои впечатления: «... Я даже не представлял себе, как сильно она опустошена и какая масса народа погибла: и вот теперь такую массу людей выгнали на службу, что не осталось хлеборобов, которые необходимы, чтобы засеять хотя бы столько хлеба, чтобы прокормить сам край»              [ 6. С. 94 ]. Кормить надо было не только местное население, но еще и около полусотни российских драгунских и пехотных полков. К тому же татары, жестоко мстившие за разорение Крыма, буквально опустошали южные границы Гетманщины, уводя с собой тысячи людей и угоняя скот.

Мы не знаем о судьбе родственников Григория Сковороды в эти годы, но вряд ли военное лихолетье миновало их. Грела душу отца и матери, если они пережили его, лишь мысль о том, что их сын далеко от войны, в Киеве, в прославленной Киево-Могилянской академии. Детище Петра Могилы, она десятилетиями давала своим выпускникам наряду с фундаментальными знаниями способность и готовность к проповеди, диалогу, полемике с инакомыслящими. Закономерно, что Киево-Могилянская коллегия, получившая статус академии в 1701 году, выдвинула плеяду ученых и писателей, которым предстояло сыграть историческую роль в становлении культуры России нового времени. Это, прежде всего, профессора Иннокентий Гизель, Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Григорий Конисский, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, а также сотни выпускников, ставших видными общественными, религиозными, военными и политическими деятелями общеимперского масштаба.

Расцвет Академии пришелся на годы гетманства Ивана Мазепы. Кроме самоуправления и ежегодной субсидии в сумме 1 000 злотых, она получила права на владение земельными угодьями. Было построено новое здание для учебных занятий, Братский собор, в котором профессора читали проповеди, а по праздникам проводились торжественные богослужения. Гетман часто посещал учебное заведение, в котором учились его племянники, принимал участие в диспутах. Число студентов ( «спудиев» ) достигло 2 000 человек. Ректор Феофан Прокопович, в будущем главный идеолог преобразований Петра I, имел все основания называть Ивана Степановича «ктитором преславной Академии Могило-Мазепинской». [ 6. С. 213 ].

Обучение в Академии было построено по образцу польских иезуитских коллегиумов и занимало 12 лет. За это время студент проходил 8 классов («школ»), разделенных на три цикла: нижний – грамматичный (грамматика и синтаксис), средний – риторичный (поэтика и риторика), высший – философский (диалектика, логика и теология). Последняя школа была рассчитана на четыре года обучения. В учебном процессе преобладал латинский язык, который до XIX века оставался в Европе языком науки. В Академию принимали детей из всех сословий – старшинского, духовенства, казачества, мещанства и даже крестьянства. Учились студенты не только из Украины, но и из Великороссии, Речи Посполитой и других стран Восточной Европы. В 1734 году, одновременно с двенадцатилетним Григорием Сковородой, на учебу в «Киевские Афины» прибыл и бывалый «спудий» 33-летний Михаил Ломоносов, три года до этого изучавший науки в московском Славяно-греко-латинском (Заиконоспасском) училище, основанном в 1687 году.

Ко времени поступления в Академию Григорий имел возможность получить начальное образование. На Гетманщине почти каждое село имело свою школу, по одной на тысячу душ [ 5. C. 211 ]. Существовали школы при церквях и монастырях. С малых лет Григорий «приметен был склонностью к богочтению, дарованием к музыке, охотою к наукам и твердостью духа. В церкви он ходил самоохотно на клирос и певал отменно, приятно» [ 3. С. 374 ]. В Киевской академии юноша пробыл семь лет, превзойдя «сверстников своих успехами и похвалами» [ 3. C. 374 ]. В декабре 1741 года он был вызван в Санкт-Петербург, куда дошел слух о его прекрасном голосе, для пения в придворной капелле.

Незадолго до этого, в ночь на 25 ноября в столице был совершен очередной дворцовый переворот. К власти пришла 32-летняя дочь Петра I Елизавета Петровна. С юных лет она считалась первой красавицей в Европе – золотоволосая, стройная, очень живая. Танцевала прекрасно, лучше всех. Очень любила костюмированные балы, приказывала наряжаться женщинам в мужское платье, мужчинам - в женское. Впоследствии императрица Екатерина Великая в своих «Записках» отмечала, что ни к одной даме не шел так мужской костюм, как к Елизавете Петровне.

Фаворитом новой императрицы вот уже несколько лет был Алексей Разумовский, сын реестрового казака Черниговского полка Григория Розума. С 1731 года пел в дворцовой капелле, привлекая общее внимание красотой, статью и прекрасным голосом. Принял участие в государственном перевороте, после чего стал камергером, генерал-поручиком, а в последствии (1756 г.) – генерал-фельдмаршалом. Вскоре после переворота тайно обвенчался с императрицей, до конца жизни сердечно привязанной к нему. Благоволивший родной Украине некоронованный правитель России многое сделал для нее. При дворе росло число выходцев с Гетманщины. Мода же на украинских музыкантов и певцов не проходила весь XVIII век.

В правление Елизаветы Петровны, особенно первые годы, при дворе господствовала обстановка веселья, балов и других развлечений. «Каждый вторник устраивался маскарад..., в другие же дни игрались спектакли: императрица очень любила французские комедии и итальянские оперы»[ 5. С. 250 ]. Все, имевшие доступ ко двору, даже не имевшие должностей по службе, обязаны были являться под угрозой штрафа в 50 рублей [ 5. С. 251 ]. Но не только балами интересна была для молодого певчего столица. Центром образования в России становилась Петербургская Академия наук, созданная по указу Петра I еще в 1724 году. В нее входили собственно Академия, разделенная на три класса: математики, физики и гуманитарный, а также Университет и гимназия. Быстро пополнялись фонды академической библиотеки. Закупались книги, изданные за границей. Введение в 1708–1710 годах гражданской азбуки и гражданской печати способствовало быстрому росту издания светских книг в самой России. В столице выходила единственная в то время в стране печатная газета «Ведомости». В ней сообщались военные и политические новости, известия о состоянии торговли и промышленности, а также иностранная хроника.

В 1744 году Елизавета Петровна, пожаловав Алексею Разумовскому титул графа, направилась вместе с ним на Украину. В огромной свите нашлось место и певчему придворной капеллы Григорию Сковороде. По окончании  визита императрицы он испросил разрешение остаться в Киеве для продолжения обучения. Вскоре выпала счастливая возможность вновь отправиться в путешествие, на этот раз в Европу. В августе 1745 года в составе дипломатической миссии генерал–майора Вишневского он отправляется в Венгрию. Генерал взял Сковороду с собой, так как хотел иметь в имевшейся там православной церкви человека, способного к церковной службе и пению. Благодаря протекции Вишневского Григорий Саввич смог посетить Вену и ряд других городов Австрийской империи, охватывавшей в то время огромные территории на Балканах, в северной Италии, а также часть нынешних Польши и Германии. В своих поездках он стремился встречаться с людьми, известными своей ученостью. К знанию латыни и древнегреческого прибавил свободное владение немецким языком.

Однако знакомство с Европой того времени не оказало глубокого влияния на мировоззрение Сковороды. Да и чем отличалась Австрийская империя того времени от Российской? Та же абсолютная монархия, то же крепостное право. Разве что монополией на духовную жизнь не православной, а католической церкви, на позиции которой еще не могла покушаться молодая императрица Мария Терезия. К тому же в эти годы она вела тяжелую и неудачную войну со своим ровесником, королем Пруссии протестантом Фридрихом II. Ничего, что можно было бы перенять из современной ему европейской культуры, Сковорода не увидел. Более того, в нем укрепилось чувство патриотизма, причастности к своему народу. «Русь не русская видится мне диковинкою, как если бы родился человек с рыбьим хвостом или с собачьею головою», писал позже он. «Всяк должен узнать свой народ и в народе себя. Рус ли ты? ...Будь им... Лях ли ты? Лях будь. Немец ли ты? Немечествуй. Француз – ли? Французюй. Татарин ли? Татарствуй. Все хорошо на своем месте и в своей мере, и все красно, что чисто, природно, что есть не подделано, не помешано не по своему роду»           [ 3. С. 119 ].

Сердце Григория Сковороды принадлежало родной Украине, разум же был очарован античной философией. Из древних авторов он хорошо знал Платона, Аристотеля, Эпикура, Филона, Плутарха, Сенеку. Его знание античных авторов было для России XVIII века совершенно исключительно. Внимательно изучал отцов христианской церкви, особенно Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Григория Богослова. Справедливо подчеркивается его сходство с греческим мудрецом Сократом. Впрочем, он и сам писал, что «замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси» [ 2 ]. Что касается современной ему европейской философии, несомненно, он знал многих авторов, с некоторыми из них явно полемизировал. Однако становится оригинальным философом, создателем своей системы, которая, в общем, оставалась неизмененной с этого времени до конца его жизни. «Сковорода был бы непонятен вне исторической перспективы, вне всей той философской культуры, какая слагалась на Южной Руси благодаря Киевской Академии. Появление Сковороды свидетельствует о том, что не напрасно занимались в Академии изучением западной мысли, – в оригинальной и самостоятельной системе Сковороды надо видеть первые всходы того, что развивалось в русской религиозной душе, когда умственная энергия направлялась на вопросы философии. Сковорода был глубоко верующим человеком, но в то же время он был необычайно свободным внутренне. В этой внутренней его свободе, в смелых, иногда дерзновенных полетах его мысли, он становился в оппозицию к традиционным церковным учениям, но в своем пламенном устремлении к истине он не боялся ничего» [ 2 ].

По возвращении из-за границы, будучи «наполнен ученостью, сведениями, знаниями, но с пустым карманом» [ 3. С. 375 ], Сковорода принимает приглашение Переяславского епископа Никодима Сребницкого преподавать поэтику в местной семинарии. Однако вскоре работу пришлось оставить. Слишком расходились его представления о содержании предмета и способах его преподавания с церковным иерархом. Увы, времена, когда на Украине православные священники отстаивали свою правоту в дискуссиях, остались в прошлом. Монополия на истину привела к господству самого простого, но и самого тупикового средства разрешения спорных вопросов: административно-репрессивного. «Епископ, обратив незнание свое в непослушание его и самомнение об учености своей в гордость и высокоумие его, дал своеручное повеление на докладе консистории следующее: «Да не живет в доме моем творящий гордыню». По сему Сковорода выгнан был из училища переяславского не с честью» [ 4. С. 376 ]. В 1751–1753 годах Сковорода вновь оказывается в стенах Киево-Могилянской академии, обучаясь в классах богословия. Вряд ли его мог устроить уровень преподавания в это время. Центр светского образования в России переместился в столицу, а Киевская Академия оказалась всецело в руках духовенства, так же не одобрявшей вольнодумство, как и переяславский епископ. Мы так и не знаем, удалось ли Сковороде завершить полный курс столь затянувшегося обучения в ней.

Во время последнего пребывания философа в стенах Академии на Украине произошли новые перемены. В феврале 1750 с разрешения Елизаветы Петровны казацкая рада в Глухове избрала нового гетмана. Им стал 22-летний Кирилл Григорьевич Разумовский, младший брат фаворита императрицы. В 1743 году, совсем еще юным, он был направлен на учебу за границу (Берлин, Геттинген, Кенигсберг, Страсбург). В 1745 г. вернулся в Россию и спустя два года, 18-ти лет от роду был назначен президентом Академии наук и возглавлял ее два десятилетия. Столицей своей новый правитель Украины сделал город Батурин, в котором архитектор Чарльз Камерон построил для него роскошный дворец. Несмотря на то, что большую часть времени Кирилл Григорьевич проводил в столице, ему удалось многое сделать для Украины. Гетманщина была переведена из подчинения Сенату в ведомство коллегии иностранных дел; власть гетмана распространилась на Запорожскую Сечь и Киев; была проведена судебная реформа, в ходе которой восстанавливались сословные шляхетские суды – земский (для гражданских дел), городской и подкоморный (для земельных вопросов); по проекту лубенского полковника Ивана Кулябки проведена реформа казачьего войска; реформирована система образования с введением обязательного обучения казацких детей; готовилось открытие университета в Батурине.

Покинув Киевскую Академию, Григорий Сковорода ищет возможности реализации себя как философа и педагога. По рекомендации митрополита киевского Т. Щербацкого его принимают домашним учителем в семью известного военного и общественного деятеля Гетманщины переяславского помещика Степана Васильевича Томары. Поселившись в деревне Каврай, Сковорода занимается с сыном помещика. После года работы был уволен за то, что назвал своего воспитанника «свиной головой» [ 4. C. 377 ]. Оставшись без работы, побывал в Москве, посетил Троице-Сергиеву Лавру, где ему предлагали место преподавателя в Духовной Академии. Сковорода, однако, отклонил это предложение и вернулся на родину, где был снова приглашен в семью Томары по настойчивой просьбе привязавшегося к нему воспитанника. Теперь отношения создались самые сердечные, и Сковорода четыре года оставался на одном месте. В это время окончательно установилась его религиозно-философская позиция. В Каврае создаются довольно многочисленные поэтические произведения, составившие сборник «Сад божественных песен».

В 1759-м году Сковорода принял приглашение быть учителем в Харьковском Коллегиуме, основанном в 1727-м году. Здесь состоялась его встреча с         М.И. Ковалинским, с которым был связан глубокими дружескими чувствами всю жизнь. Благодаря Михаилу Ивановичу, написавшем в 1794 году «в древнем вкусе» биографию своего друга [ 4 ], мы имеем представление о жизненном пути философа. В Коллегиуме Сковорода оставался недолго, покинул его, вскоре вернулся, но его взгляды снова возбудили преследования, и в 1765-м году Сковорода навсегда покидает службу. С этого времени начинается период «странничества», – уже до конца жизни Сковорода не имеет постоянного пристанища. «Что такое жизнь? – пишет он в одном месте, – это странствие: прокладываю себе дорогу, не зная, куда итти, зачем итти» [ 2 ]. В этих странствиях Сковорода путешествует с мешком на плечах (в мешке всегда была Библия на еврейском языке), по существу, как нищий. Иногда он подолгу гостит у многочисленных друзей и поклонников, как правило, покидая их неожиданно. В годы странствий философское творчество Сковороды достигло своего зенита, – именно в этот период написаны все его диалоги.

Путь философа последние 25 лет жизни пролегал в основном по Левобережной Украине и Слобожанщине, где социально-политическая жизнь претерпевала бурные перемены. 10 ноября 1764 года вышел указ новой императрицы Екатерины II (1762–1796) о ликвидации гетманства. Для управления Левобережной Украиной создавалась новая (вторая) Малороссийская коллегия, состоявшая из 4-х российских чиновников, четырех украинских старшин, прокурора из россиян, двух секретарей (русского и украинца). В служебном отношении коллегия, возглавляемая внебрачным сыном Петра I графом Петром Александровичем Румянцевым, подчинялась канцелярии генерал-губернатора Малороссии, которым также был Румянцев. В этом же году из двух провинций, располагавшихся на южной окраине запорожских земель – Новой Сербии и Славяно-Сербии была образована Новороссийская губерния с административным центром в г. Кременчуг. В 1765 году было ликвидировано полковое устройство Слободской Украины. Вместо казацких были созданы Харьковский уланский и 5 гусарских полков.

В 1768–1774 годах Украина вновь несла все тяготы очередной войны, и вновь русско-турецкой. Фактическая зависимость Крымского ханства от России, установившаяся после ее окончания, делала нецелесообразным для империи дальнейшее существование Запорожской Сечи, ликвидированной 5 июня 1775 года. В 1780 году Слобожанщина была преобразована в Харьковское наместничество из 15 уездов. Спустя год была ликвидирована Малороссийская коллегия и образованы Киевское, Черниговское и Новгород-Северское наместничества. В 1783 году казацкие левобережные полки были преобразованы в регулярные карабинерные кавалерийские полки с 6-летним сроком службы. Украинская старшина получила права российского дворянства и офицерские звания. Затем очередная русско-турецкая война 1787–1791 годов и второй (1793 г.) раздел Польши, в результате которого Правобережная Украина вошла в состав империи.

Все эти события не нашли никакого отражения в творчестве Сковороды, равно как война за независимость Соединенных Штатов Америки и революция во Франции с ее лозунгом: «Свобода – Равенство – Братство», причудливо наложившимся на тень гильотины. «Весь XVIII век с его всецелой обращенностью к исторической эмпирии представлялся Сковороде мелким и ничтожным. Идея внешнего прогресса, идея внешнего равенства чужда ему, он часто иронизирует по этому поводу. Вот одно из таких мест: «мы измерили море, землю, воздух и небеса; мы обеспокоили недра земные ради металлов, нашли несчетное множество миров, строим непонятные машины... Что ни день, то новые опыты и дивные изобретения. Чего только мы ни умеем, чего ни можем! Но то горе, что при всем том чего-то великого недостает» [ 2 ].

Творчество Сковороды в это время, как и ранее, абсолютно не ограничено рамками эпохи, оно не знает никаких стеснений в движении мысли, в нем царит дух свободы. «Сковорода был свободным церковным мыслителем, чувствовавшим себя членом Церкви, но твердо хранившим свободу мысли, – всякое же стеснение ищущей мысли казалось ему отпадением от церковной правды...»        [ 2 ]. От собственных религиозных переживаний он поднялся до осознания сущности человека. Проблема человека, его судьбы, смысла жизни и места в мире стояла в центре размышлений украинского философа. Основное понятие, которое со всех сторон анализирует Сковорода в своем учении о человеке, есть понятие сердца: «без зерна орех ничто же есть, а без сердца – человек... Сердце есть существо человеческое, а без него он чучело и пень есть» [ 7. Т.2. С. 321 ].

Незадолго до смерти философ отправился в Орловскую губернию, чтобы свидеться со своим другом Ковалинским, которому и отдал все свои рукописи. Вернувшись на Слобожанщину, Григорий Саввич Сковорода скончался через два месяца, на рассвете 9 ноября (29 октября) 1794 г. в с. Ивановке (ныне Сковородиновка), на Харьковщине. «Перед кончиною завещал предать его погребению на возвышенном месте близ рощи и гумна и следующую сделанную им себе надпись написать: «Мир ловил меня, но не поймал» [ 4. С. 412 ]. В своем земном бытии он сделал выбор: посвятив жизнь Вечному, миру Божьему, свободному, не дав «связать себя по рукам и ногам» мирскому, суетному, преходящему. Наверное, поэтому Григорий Сковорода сейчас не менее современен, чем сто и двести лет назад.

 

 

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

 

 

1.  Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. 176 с.

2.  Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1. URL: http://www.philosophy.ru/library/zenk/

3.  История украинской литературы: В 2 т. Т.1.–К., 1954. 758 с.

4.  Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды // Сковорода Г. Сочинения: В 2 т. М., 1973.–С. 373-416.

5.  Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т.3.–М., 1992. 752 с.

6.  Полоньска-Василенко Н. Істория Украіни. Т.2.–К., 1992. 606 с.

7.  Сковорода Г. Сочинения: В 2 т. М.,  1973.

В.В. Коваленко кандидат исторических наук,        доцент, Севастопольский институт последипломного образования

 

25 марта 2003 года

Категория: Статьи | Добавил: Виталий (24.01.2011)
Просмотров: 1401 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • SCAD's Design & Develop - создание ПК и веб-приложений
  • Speedtest
  • Византийская держава
  • Севастопольский ПУ
  • Контент: VVK; Скриптинг: SCAD's Design & Develop - 2018